Марис Лаури: Правовая система должна быть дружелюбной к жертвам

Марис Лаури, министр юстиции, Партия реформ
Марис Лаури, министр юстиции, Партия реформ Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Мы видим, что преступность в Эстонии сокращается с каждым годом. Меньше стало преступлений, связанных с насилием, сократилась также преступность среди несовершеннолетних. Исследования подтверждают, что правовое пространство Эстонии безопасное, независимое и профессиональное.

Это не значит, что у нас нет проблем. Есть. Но ими нужно заниматься, опираясь на основы уголовной политики.

Первая цель: чтобы уголовно-правовая система была действенной, быстрой, независимой, ориентированной на человека и дружелюбной к жертвам.

Правоохранительные учреждения и суды должны делать все, чтобы в жизни уже пострадавших не добавилось горечи. Чтобы они получали помощь, поддержку и понимание. В целом в системе помощи жертвам за последнее время произошло много позитивных изменений и продолжают прилагаться усилия для осуществления еще больших перемен к лучшему.

Например, Министерство социальных дел готовит новый проект Закона о помощи жертвам, который решил бы проблему доступности психологической помощи и выплаты государственного возмещения.

Мы направили свое особое внимание на Ида-Вирумаа, чтобы и там умели заметить и помочь жертве преступления уже в больнице, если она туда попадает. Поддержку в этом оказывает проект, инициированный недавно в сотрудничестве с Европейской организацией помощи жертвам преступлений. Путь к исправлению начинается с того, что признают наличие проблемы. Уже потом следует поиск помощи.

Поэтому я и считаю очень позитивным шагом создание опорной линии для желающих отказаться от насилия. Эта опорная линия за полтора года дала 1650 консультаций, причем в 60% случаев - повторных. То есть существует надежда, что мы хотя бы частично сможем сократить насилие без применения статей.

В главных основах криминальной политики указано на то, что услуги помощи жертвам и возможности восстановительного права должны быть доступны как в ходе производства, так и вне него.

Сейчас нам удается закончить соглашением почти 1000 производств о преступлении в год. Это в два раза больше, чем десять лет назад. Разумеется, тут возможен еще больший прогресс и во имя него прилагаются усилия.

Принципом восстановительного права является соглашение между причастными сторонами и восстановление изначального положения. Этот прием можно применять прежде всего в случае более легких связанных с насилием преступлений. Восстановительное право - это процесс, при котором стороны на добровольной основе сводятся вместе, с тем чтобы восстановить чувство справедливости и возместить ущерб. Это подходящий способ для разрешения конфликтов между соседями, а также для разбора школьных драк и улаживания споров в интернете. Это процесс, когда с помощью посредников побуждают причастные стороны выслушать и понять друг друга. 

"Мы направили свое особое внимание на Ида-Вирумаа, чтобы и там умели заметить и помочь жертве преступления уже в больнице, если она туда попадает".

Министр юстиции Марис Лаури (Партия реформ)

Разумеется, это предполагает добрую волю и усилия всех причастных сторон. Иногда путь к решению проблемы долгий. Как вы понимаете, восстановительное право и его методы подходят не только для обуздания преступности. Мне кажется, что в нашем обществе необходимо в еще более широком смысле желания и умения выслушивать друг друга и решать конфликты. Необязательно говорить плохо, можно сказать вежливо: не нужно пускать в ход кулаки; не надо дразнить-раздражать других из желания добиться неадекватной, а порой и неправомочной реакции.

Теперь о второй теме или цели: чтобы дети и молодежь не попадали в поле зрения уголовно-правовой системы и чтобы сократилось количество правонарушений со стороны молодежи. По сути, тут сделано довольно много. В ходе осуществленной в 2018 году реформы работы с несовершеннолетними правонарушителями изменили рабочую практику и расширили услуги обращения с несовершеннолетними.

Теперь у стражей правопорядка больше обязанностей и средств воздействия, и они могут принимать решения с учетом молодежи и ее потребностей. В прошлом году количество совершенных несовершеннолетними преступлений впервые было менее тысячи, данные свидетельствуют о том, что продолжается сокращение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними: за девять месяцев этого года - на пятую часть.

Уменьшилось также количество совершенных несовершеннолетними проступков. Хотя на молодежные правонарушения по-прежнему чаще реагируют штрафами - в среднем 52%, - это значительно меньше, чем в период до реформы (около 80%).

Сейчас полиция по завершении производства о проступке все чаще назначает несовершеннолетним различного рода обязанности. Например, связанные с насыщением досуга занятия, лечение психического здоровья, в том числе зависимостей, письменные рассуждения, соглашение, компенсация ущерба и прочее.

Это знак того, что молодежью и ее проблемами занимаются и не идут путем наименьшего сопротивления, то есть путем назначения штрафа. Все меньше несовершеннолетних получают связанное с арестом наказание. В 2020 году таких несовершеннолетних было 23, четырьмя годами ранее - 43. Меньше, чем прежде, несовершеннолетние попадают также под суд и в тюрьму - за последнее время таких было трое.

Третья цель: чтобы повторной преступности было меньше. Это очень большой клубок проблем, распутать его сложно и это потребует много времени. Посеянное в один год семя принесет плоды, быть может, через пять лет, а то и через десять.

Это факт, что очень многие из вышедших из тюрьмы через пару лет снова становятся осужденными. Необязательно садятся в тюрьму, но часто совершают новое преступление. Из тех, кто до конца отбывает свой срок и выходит на волю без какого-либо надзора, снова осужденными оказываются 43%. Если же получают различные консультации и прочие опорные услуги, то этот процент значительно меньше.

Эти цифры с годами не очень изменились, высоки они и в остальном мире. Причина кроется в том, что повторная преступность имеет очень сложную череду причин, где свою роль играют как психологические, так и социально-экономические факторы.

Для того чтобы заниматься проблемой рецидива, надо заняться темами психического здоровья и зависимости. Сейчас нарушение душевного здоровья диагностируется у 43% сидящих в тюрьме, и в большинстве этих случаев речь идет о проблемах зависимости. То есть если мы хотим уменьшить рецидивизм, то должны заняться проблемами зависимости и психическим здоровьем.

Сокращенно из сделанного министром юстиции в Рийгикогу доклада о претворении в жизнь в 2021 году "Главных основ криминальной политики до 2030 года".

Наверх