Каждое утро сотни тысяч эстоноземельцев просыпаются и выходят из дома на час, а то и на несколько часов раньше, чтобы отправиться в долгую дорогу на работу, а вечером - обратно. Это значит, что эти сотни тысяч жителей Эстонии за время бодрствования проводят в дороге два часа, если не больше.
Лаури Ляэнеметс: Миллион часов, проведенных идавирусцами в дороге
Только в Ида-Вирумаа таких людей, согласно оценкам, в общей сложности 2000. Это значит, что каждый год жители Ида-Вирумаа тратят на дорогу в общем более миллиона часов - время, которое отнимается у семьи, дома, общины, тренировок или хобби в ущерб благополучию человека.
Все это может выглядеть как вопрос индивидуального выбора и бытовая проблема, но я осмелюсь утверждать, что это симптом серьезной проблемы, которая назрела в эстонском обществе: люди не могут найти хорошо оплачиваемую, мотивирующую или привлекательную работу за пределами больших городов.
Мы привыкли считать это неизбежностью, но это не должно так быть. Более активное вмешательство государства через региональную политику и политику на рынке труда может исправить ситуацию и вернуть людям время для сна и свободу больше быть с семьей и общиной. Эту концепцию можно назвать "По Эстонии за 30 минут": подразумевается, что каждый человек имеет возможность найти мотивирующую работу и все элементарные услуги в 30 минутах езды от дома.
С одной стороны, можно ведь считать позитивным, что человек находит хорошо оплачиваемую работу в других местах. Это позволяет зарабатывать больше, чем в родном краю, и расширить карьерные возможности. Но у этого есть и обратная сторона, поскольку мы часто путаем цену и ценность времени. Сейчас эстонцы тратят на дорогу до работы и обратно шесть миллионов трудочасов каждый год, и это означает, что у многих людей рабочий день длится 10-12 часов вместо привычных восьми. Разумеется, это оставляет экологический след, к чему добавляются расходы на содержание автомобиля и топливо и влияние этого на благосостояние домохозяйства.
Совсем другое измерение - влияние на человека как индивида. Дорога утомляет, и это сказывается на производительности труда, что плохо и для самого человека, и, по большому счету, для его работодателя. Нарушается правило 8-8-8, то есть баланс между работой, досугом и сном, являющийся одной из основ психического здоровья. Не говоря уж о том, что потраченные на дорогу часы ограничивают социальную жизнь человека, потому что вместо того, чтобы быть дома с семьей, заниматься спортом или участвовать в деятельности общины, мы находимся в дороге. В худшем случае долгие поездки на работу имеют роковые последствия для семейной жизни.
Много лет говорится о том, что исчезновение государственных услуг в регионах является основной причиной мобильности людей, однако в действительности большинство бюрократических вопросов человек может уладить в интернете, прочие необходимые услуги, например, банковские, тоже перебрались в интернет. Собственно говоря, прямое общение с государством на месте требуется только в случае заключения брака или смерти.
"Если у человека нет никакой возможности найти нормальную работу вблизи места жительства, значит, региональная политика уже провалилась".
Лаури Ляэнеметс, депутат Рийгикогу (Социал-демократическая партия)
Основной причиной маятниковой миграции является все-таки низкая зарплата или отсутствие соответствующего квалификации рабочего места рядом с домом, и именно это вынуждает людей каждый день тратить нервы, время и бензин на шоссе. Если по месту жительства не найти привлекательную работу, то люди трудоспособного возраста уезжают, а вместе с ними - дети и семьи, и, наконец, исчезают услуги, которые больше никто не потребляет, - от почтовых отделений до школ.
Всевозможные разговоры о региональном развитии до сих пор так и остаются разговорами. Считается, что возможно сохранить региональную конкурентоспособность, если предлагать более быстрый или удобный общественный транспорт и более широкие шоссе - для того, чтобы все-таки ездить на работу в другой город. По сути, наше представление о региональной политике сводится к тому, как сделать так, чтобы людям было максимально удобно добираться до работы в большом городе, а не как создать больше привлекательных рабочих мест на селе.
Вложения в бетон, курсирующие пустыми бесплатные автобусы, шпалы и четырехполосные скоростные магистрали разрезают сельские районы пополам, а не повышают их конкурентоспособность. Давайте поймем одно: если у человека нет никакой возможности найти нормальную работу вблизи места жительства, значит, региональная политика уже провалилась.
Если мы твердо поставим цель воплотить концепцию "По Эстонии за 30 минут", то это будет означать, что все государственные инвестиции должны служить цели обеспечить местным жителям возможность добираться до работы меньше чем за полчаса. Остальное время предназначено для семьи, друзей, хобби и отдыха, а заодно и для того, чтобы сохранить трудоспособность человека и через это раскрыть его потенциал.
Это просто предполагает, что государство во всех своих дальнейших инвестициях исходит из того, чтобы выгода от экономического развития распределялась более равномерно и оно поддерживало сельские регионы, а не истощало их. Говоря конкретнее, в планировании и осуществлении мер в целях регионального экономического развития мы должны быть гораздо амбициознее.
Я вместе с социал-демократами предлагаю выделить всем городам и волостям за пределами так называемого золотого кольца пять миллионов евро из средств Европейского союза. По сравнению с антикризисным пакетом правительства или хотя бы бюджетом нового здания Таллиннской больницы это скромная сумма. Согласно нашим расчетам, такая инвестиция позволит создать по меньшей мере 15000 новых и хорошо оплачиваемых рабочих мест по всей Эстонии - в среднем по 1000 рабочих мест в каждом уезде, в том числе в Ида-Вирумаа.
Это не разбрасывание денег с вертолета, а первый шаг в целенаправленной программе по осуществлению большого и нужного изменения. Государство способно создавать рабочие места и в одиночку - в государственном секторе и в соответствии с потребностью в госуслугах. Если на селе никто не живет, то и эти услуги никому не нужны. В то же время государство может поддержать предприимчивых людей, которые желают развивать местную экономическую деятельность в регионах и посредством этого создавать хорошо оплачиваемые рабочие места в частном секторе.