БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ Путь к возобновляемой энергии

Ветропарк "Eesti Energia" под Нарвой.
Ветропарк "Eesti Energia" под Нарвой. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik / Arhiiv

Необходимость реорганизации энергохозяйства, а также изменения потребительских и поведенческих привычек дошла в последние месяцы до каждого из нас через энергоцены и поступающие в почтовые ящики счета. Как всегда, и здесь ищут виноватых в том, почему сейчас все так плохо.

Так ли все плохо? Всегда есть что-то хорошее, как и на этот раз: хорошо, что необходимость энергоэкономии и производства возобновляемой энергии дошла теперь до всех, в том числе до тех, кто не внимал разговорам о необходимости ограничить использование невозобновляемых природных ресурсов (в том числе сланца), о климатических изменениях, расточительстве и чрезмерном потреблении. Просто энергия - как горючее, так и электричество и тепло - была слишком дешевой, чтобы ее экономить.

Хорошо и то, что на сегодня в Эстонии начались подвижки по нескольким важным для энергохозяйства вещам, которые надолго затянулись, и есть причина верить, что в ближайшем будущем примут еще несколько необходимых решений на уровне как отдельных лиц, так и общины и государства. Парадигма в отношении к энергии меняется - хотя с трудом и со скрипом, но определенно.

Разработанная по инициативе платформа сотрудничества "Rohetiiger" в 2021 году при сотрудничестве предпринимателей, специалистов и ученых "Energia teekaart 2021/31/40" ("Дорожная карта энергии 2021/31/40") указывает разумный путь к реорганизации энергохозяйства таким образом, чтобы внутренняя энергопотребность Эстонии покрывалась на базе произведенных на месте возобновляемых энергоисточников. Это в полной мере касается тепла и электроэнергии, а также частично - моторных топлив. Результатом станет решение, когда экологично будут производить необходимый объем энергии с такой ценой, по которой потребитель еще пожелает покупать ее, а производителю будет разумно ее производить и не придется платить дотации. 

"В будущем энергопроизводство будет рассредоточено по всей Эстонии: каждое самоуправление должно предусмотреть на своей территории производство возобновляемой энергии по крайней мере в объеме местного потребления".

Яанус Пурга

Надо иметь в виду, что желание и потребность - не синонимы: окружающая среда Эстонии в состоянии разумным образом покрыть наши потребности и вынести последствия нашей деятельности, однако возможностей природы никогда не хватит для удовлетворения жадности и всех желаний человека.

В будущем энергопроизводство будет рассредоточено по всей Эстонии: каждое самоуправление должно предусмотреть на своей территории производство возобновляемой энергии по крайней мере в объеме местного потребления. Невозможно и нельзя больше жить за счет других регионов.

Оставшееся с советских времен представление, будто все электричество производят на востоке, а вся остальная Эстония потребляет, больше не действует. Самоуправления, которые не планируют производство возобновляемой энергии, станут в будущем платить за энергию значительно больше - ведь и производство, и передачу, и аккумулирование придется закупать на стороне.

Самое время смириться с неизбежностью: базирующиеся на энергоэффективности и ресурсоэкономии зеленый поворот и переход на возобновляемую энергию произойдут обязательно. Выиграют те, кто вовремя "запрыгнет в вагон", и наверняка проиграют те, кто как можно дольше будет давить на тормоза. 

Сколько электроэнергии потребуется Эстонии в будущем, откуда она будет поступать и сколько стоить?

Чтобы понять большую картину энергохозяйства, достаточно однозначного понимания простых вопросов.

1. Сколько электроэнергии потребуется в Эстонии в будущем?

К 2040 году суммарное энергопотребление снизится в Эстонии с нынешних 32-33 TWh до 23-25 TWh, однако доля электричества в общем энергопотреблении наверняка вырастет, достигнув в 2040 году по меньшей мере 60%.

2. Каким образом изменится благополучие каждого в результате реорганизации энергохозяйства и станет ли энергия в будущем более дорогой, чем сейчас?

Благополучие, скорее, возрастет, если сознательно направлять свой выбор, касающийся распорядка жизни и потребительских привычек. В таком случае доля непосредственно связанных с энергией затрат (тепло, охлаждение, электричество, горючее) в общих расходах уменьшится. Важную роль тут играют управление потреблением (потребляю, когда энергия дешевая, а также произвожу и продаю тогда, когда энергия дорогая) и экономия (больше не отапливаю улицу, не проживаю на непосильно большой жилплощади, не езжу в автомобиле один).

3. Каким образом реорганизация энергохозяйства уменьшит суммарное влияние на окружающую среду?

Уменьшит значительно: например, вместо 7-8 миллионов тонн расчетной эмиссии двуокиси углерода 2021 года энергохозяйство Эстонии будет "производить" к 2031 году менее 3 миллионов тонн и в 2040 году - ca 0,5 миллиона тонн (на основе нынешней методики расчета). Значительно уменьшится также выброс углерода, базирующийся на жизненном цикле энергосектора, - с нынешних 16-17 миллионов тонн до 6 миллионов. Всю образующуюся в Эстонии энергетическую древесину следует потреблять в пределах страны и в основном на станциях совместного производства. Использования древесины только для производства электроэнергии, а также экспорта энергетической древесины надо избегать.

4. Из каких источников будет поступать энергия?

Из местных возобновляемых источников для производства тепла, охлаждения и электроэнергии. Первичными источниками в Эстонии являются ветер, солнце, биологические отходы, мусор, отходы деревообрабатывающей промышленности и энергетическая древесина на станциях совместного производства - в объеме, соответствующем жизнеспособному годовому объему вырубок (все вырубки в сумме) в 8-9 миллионов куб. м. Моторным топливом является как местный биометан, так и произведенный на базе местной возобновляемой энергии водород, а также ввозимые моторные топлива (в том числе традиционные).

5. Сколько производственных мощностей и аккумулирующей способности потребуется и где они расположатся?

В будущем для покрытия внутренней потребности Эстонии в электроэнергии достаточно такой комбинации:

* 1400 MW материковых ветропарков

* 1000 MW морских ветропарков

* 1300 MW солнечных панелей

* 2400 MW управляемых мощностей (в том числе аккумулирующей способности).

Сейчас имеется ca 320 MW материковых ветропарков (144 ветряка). К 2030 году на материке могло бы потенциально добавиться ca 970 MW, а в следующем десятилетии - 300 MW. Если учесть, что мощность современных материковых ветряков составляет 6 MW и выше, а в будущем их мощности еще вырастут, то для достижения вышеупомянутой общей мощности достаточно лишь 211 ветряков.

Морских ветропарков в Эстонии сейчас, к сожалению, нет, но наконец-то готова планировка морских территорий и лед тронулся также в других вопросах. К 2030 году, по прогнозам, возможно наличие мощностей морской ветряной энергии ca 2500 MW (в случае применения нынешних мощнейших ветряков - ca 170 ветряков), распределенных между тремя ветропарками на море - двумя в Рижском заливе и одним вблизи Сааремаа.

Это больше, чем требуется для покрытия внутреннего электропотребления Эстонии, однако разумно использовать имеющийся ветряной потенциал также для экспорта и/или производства водорода. С точки зрения влияния на окружающую среду важно, что наличие морских ветропарков в таком объеме позволит значительно уменьшить использование древесины и природного газа в энергетике. Параллельным условием для запуска этих ветропарков является строительство 4-го соединения Эстония-Латвия и "Estlink 3".

Солнечных панелей сейчас уже ca 500 MW, и их количество растет быстрыми темпами. Избегать следует создания новых парков на лесных и полевых землях, а также нарушения природных ценозов.

Управляемую мощность обеспечит комбинация аккумуляторов-насосных гидроэлектростанций в Палдиски (500 MW) и Ида-Вирумаа (50 MW); работающих на измельченной древесине и древесных отходах станций совместного производства; а также очень важного нового компонента в виде аккумуляционной мощности не менее 1000 MW (это значит аккумуляторы разного типа, в том числе аккумуляторы электромобилей) у потребителей.

Плюс стратегическая резервная мощность до 1000 MW (предпочтительно базирующаяся на биометане). Насосные станции и аккумуляторы у потребителей обеспечат краткосрочную аккумуляцию (например, станция в Палдиски - 12 h), а станции совместного производства, биометан (и водород), а также стратегический резерв - долгосрочную.

Периоды, когда местной произведенной энергии не хватит, будут при наличии таких мощностей измеряться часами, а управление потреблением сгладит возможные риски нехватки.

Наверх