/nginx/o/2022/02/04/14347112t1ha014.jpg)
Образовательная реформа в сельских школах - везде болезненная тема. Вовсе не секрет, что для многих людей наличие школы рядом с домом является важным аргументом в пользу того, чтобы не менять место жительства.
С другой стороны, понятно, что число учащихся за пределами Таллинна и Тарту значительно сократилось и продолжит сокращаться, и болезненные решения рано или поздно придется принимать. В Ида-Вирумаа это прежде всего касается Тойлаской гимназии, а в Алутагузе и Люганузе - не только гимназий, но и основных школ.
Это ведь нелогично, что в Люганузеской волости с населением 8200 человек пять общеобразовательных школ, в то время как, например, в Йыхви с 11000 жителей их три.
Пример Люганузе, если говорить о школьной реформе, несомненно, самый яркий в Ида-Вирумаа. Власти волости, разумеется, давно поняли, что изменения неизбежны, однако в преддверии выборов эту тему прискорбным образом превратили в политическую дубинку, которой колотили прежнюю власть. Теперь вчерашняя оппозиция сама у власти и в неудобном положении: неизбежно приходится делать то, против чего еще совсем недавно боролись, а ведь именно эта борьба во многом привела их к власти.
В Алутагузе ситуация тоже непростая. Закрытие гимназии поддерживает старейшина волости Тауно Выхмар, но кажется, что у этой идеи недостаточно поддержки в волостном собрании. И в этой волости образовательная реформа была одной из причин, почему некогда популярный Выхмар теперь удержался у власти с большим трудом. Вдобавок к гимназии говорилось об изменении статуса или закрытии Иллукаской школы. Однако местные жители не собираются отдавать ее без боя.
В Тойла тоже понимают, что век гимназии короток. Хотя здесь выходом может стать близость городов - в школу и сейчас ездят ученики из других самоуправлений.
Если самоуправления хотят провести школьную реформу, то долго тянуть нельзя. Если откладывать решения до следующих выборов, то затея провалится. И второе условие - объяснять и разговаривать с народом. Нужно честно сказать, какие есть варианты. Когда решения принимаются в кабинетах, а диалог с общиной носит формальный характер, у людей легко пробудить эмоции на эту тему.