Керсти Кальюлайд: военной угрозы для Эстонии нет

Сирле Соммер-Калда
Copy
На открытом уроке обществоведения в Тойлаской гимназии в преддверии годовщины республики президент Керсти Кальюлайд констатировала, что НАТО всегда способно адаптироваться к имеющейся на данный момент ситуации. "И поэтому мы действительно защищены".
На открытом уроке обществоведения в Тойлаской гимназии в преддверии годовщины республики президент Керсти Кальюлайд констатировала, что НАТО всегда способно адаптироваться к имеющейся на данный момент ситуации. "И поэтому мы действительно защищены". Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Президент Керсти Кальюлайд в преддверии дня рождения Эстонии провела урок обществоведения для тойласких гимназистов и ответила на их вопросы, которые касались безопасности Эстонии, зависимости от российского газа, а также мнения о Владимире Путине.

- Должна ли Эстония бояться в сложившейся ситуации?

- Безопасность Эстонии сейчас обеспечена, для Эстонии никакой военной угрозы нет. Мы должны быть уверенными в себе: страны НАТО никогда не подвергались нападению. Никто не осмеливается играть с НАТО, потому что НАТО составило свой договор таким образом, что защита и защищенность всех стран-членов возможны тогда и только тогда, когда ни на какие компромиссы в этой части никогда не идут.

Сколько бы ни говорили, что следующими (после Украины) будут страны Балтии, мы не должны сами внутренне начинать из-за этого беспокоиться. Когда был оккупирован Крым, спрашивали: "Is Narva next?", и Нарва замечательно перевернула этот вопрос: "Yes, Narva is the next cultural capital of Europe" ("Да, Нарва - следующая культурная столица Европы". - Ред.). Она, правда, проиграла битву за это звание, но в следующий раз победит.

Путин стремится взять под свой контроль соседние государства в качестве буферной зоны. Но он знает, что статья 5 договора НАТО действует. Он должен был видеть, что с 2014 года НАТО очень значительно нарастило свое присутствие.

И сегодня, как только ситуация обострилась, в районе Финского залива участились перемещения датских и шведских судов. У нас появилось Балтийское воздушное патрулирование, британцы удваивают свой военный контингент в Эстонии, французы направляют дополнительные силы как сюда, так и в южные страны Европы и т.д.

Так что НАТО защищает всех своих членов и всегда способно адаптироваться к имеющейся ситуации. И поэтому мы действительно защищены. 

Керсти Кальюлайд с интересом слушала, чем занимается ученическая фирма "Väike Rõõm": Кайса Мюйрсепп (слева), Ану-Лийс Порман, Даниэль Карюхин, наставница Элизабет Пурга и Анастасия Зиновьева.
Керсти Кальюлайд с интересом слушала, чем занимается ученическая фирма "Väike Rõõm": Кайса Мюйрсепп (слева), Ану-Лийс Порман, Даниэль Карюхин, наставница Элизабет Пурга и Анастасия Зиновьева. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Керсти Кальюлайд встретилась с ученической фирмой, которая пригласила ее стать акционером

Ученическая фирма гимназистов Тойла и Кохтла-Ярве "Väike Rõõm" прошлой осенью предложила Керсти Кальюлайд одну из своих привилегированных акций. Президент отклонила предложение, но выразила желание встретиться.

Ану-Лийс Порман, Кайса Мюйрсепп, Анастасия Зиновьева, Даниэль Карюхин и наставница ребят Элизабет Пурга во вторник рассказали Керсти Кальюлайд, как появилась ученическая фирма и чем она заполняет дни рождения детей.

- Если приходит ребенок, которого очень интересует математика, физика, космос, вы это учитываете? - поинтересовалась Кальюлайд.

По словам Ану-Лийс, игры и украшения можно связать с интересующей ребенка тематикой. "Стараемся по возможности найти индивидуальный подход к каждому ребенку", - добавила Анастасия.

Кальюлайд отметила, что большинство ученических фирм мастерят и продают вещи, услуги оказывают немногие. "Печь и продавать пирожные, безусловно, проще, чем предлагать услугу для детей, ведь необходимо обеспечить их безопасность. Дети горазды выдумывать глупости, набивать шишки и причинять материальный ущерб".

Ребята согласились, что вопрос безопасности надо продумывать, но сообща присматривать за детьми удается. "Максимальный размер группы - двадцать детей. Один клиент хотел позвать нас на мероприятие с участием пятидесяти детей, но мы отказались, потому что не управились бы с таким большим количеством", - рассказала Кайса.

- Что больше всего изменилось в вашей жизни после президентской должности?

- В моей жизни мало что изменилось. Вчера я была в школе, сегодня побываю в двух школах, завтра буду в школе. На прошлой неделе участвовала в Мюнхенской конференции по безопасности.

Команда, конечно, стала намного меньше, поэтому я успеваю меньше. Но на самом деле в Эстонии все прежние президенты, покинув должность, продолжали заниматься тем, что у них хорошо получалось, и смогли отказаться от тех обязанностей, которые, возможно, представляли для них меньший интерес.

Например, президент Ильвес по-прежнему активен на международной внешнеполитической арене. А для меня по-прежнему важно, чтобы мы развивались не только экономически, но понимали, что настоящее государство всеобщего благосостояния социально крепкое. Всем этим я продолжаю заниматься.

- Каков был самый запоминающийся момент вашего президентства?

- Он был связан с организацией встречи с Владимиром Путиным (встреча состоялась в апреле 2019 года. - Ред.). Мы вместе с Министерством иностранных дел решили, что Эстонии пора разделить c нашими европейскими партнерами обязанность разговаривать со своим большим соседом Россией. Никому не нравится разговаривать с Владимиром Владимировичем Путиным о Грузии и Украине, но мы обязаны внести свой вклад.

25 лет царила парадигма, что мы не разговариваем с Россией, только, быть может, кричим оскорбления через границу, поэтому ее изменение и должно было быть сложным. Эстонские журналисты писали всякие страшилки о том, что произойдет, если мы попытаемся организовать встречу в Москве. И они не понимали, зачем мы это на самом деле делаем.

Разумеется, у нас не было цели подружиться с нынешним российским режимом. Есть страны, которые разговаривают с Россией, и страны, о которых Россия разговаривает с другими важными странами. Мы больше не хотели быть страной, о которой Россия разговаривает с другими важными странами.

А самый запоминающийся момент был связан с Кристером Парисом, который написал в "Eesti Päevaleht", что в Кремле Кальюлайд вытрут пол. В действительности только королева Великобритании ждала меньше, чтобы Путин ее принял. Она ждала две минуты, я - четыре. Ангела Меркель ждала четыре часа.

И когда все прошло удачно и наши журналисты, позабыв свои гадкие предсказания, собрались на пресс-конференцию, я подошла к Кристеру Парису и сказала: "Слушайте, снимайте пиджак, теперь я буду вытирать вами пол!". Ой, мне это так понравилось! Как политик я поступила некрасиво, но в тот момент мы с Кристером оба понимали, что это окей.

- Какое впечатление на вас произвел Владимир Путин?

- Владимир Путин очень гордится тем, что знает все технические детали. Ему нравится показывать, какой он компетентный. Вместе с тем он видел, что я многое знаю об электросетях, потому что я сыграла большую роль в 2016-2017 годах, когда мы решили отключиться от российской электросети.

Так мы и показывали друг другу, насколько мы технически компетентные люди. Это была довольно интересная игра в шахматы. На тот момент - и я не говорю, что это и сейчас так, - это был блестящий, умный и опасный шахматист. 

В Тойла юная Кальюлайд стала борцом с фосфоритными шахтами

Когда Керсти Кальюлайд училась в средней школе и была ровесницей тех, кто слушал ее в актовом зале Тойлаской гимназии, она приняла участие в собрании юных натуралистов. Трехдневный слет в 1986 году принимала Тойлаская школа.

- Нам показывали шахты и рассказывали, как замечательно они слились с природой. Но то, что говорила советская пропаганда, резко противоречило тому, что мы увидели своими глазами. Фосфоритная война началась для меня здесь, - вспомнила Кальюлайд.

Ребята договорились, что займутся этой темой и будут бомбардировать ведомства письмами. Эта же идея возникла в головах многих других учащихся и студентов, и так зародилось активное молодежное противодействие плану строительства фосфоритных шахт.

- Это тоже была демократия, но мы не были свободны и знали, что есть границы, которые нельзя переступать. Например, что неразумно бороться с фосфоритными шахтами путем призывов к прекращению оккупации, потому что в таком случае нас лишат возможности говорить и о фосфорите.

В обращении к слушателям Кальюлайд подчеркнула, что у них есть все свободы, но и ответственность использовать эти свободы и четко высказываться, если кажется, что государство идет в неверном направлении.

- Вы имеете право и возможность сказать, нравится вам или не нравится, когда женщин в политике оскорбляют, как, например, часто случается в Рийгикогу с нашим премьер-министром. Я советую пользоваться этими правами и возможностями, а не молчать, думая: "Меня это не касается, пусть сами разбираются". В противном случае то, что сейчас кажется само собой разумеющимся, однажды может стать мечтой.

- Европейский союз слишком сильно зависит от российского газа?

- Да, безусловно. Сейчас Соединенные Штаты Америки вместе со странами Ближнего Востока ищут возможность быстро уменьшить эту зависимость. В срочном порядке в Америке и на Ближнем Востоке ищут суда, танкеры-газовозы, чтобы помочь Европе справиться и уменьшить зависимость от российского газа.

Один простой способ уменьшить зависимость - перейти на более зеленые виды энергии, чтобы мы, образно говоря, использовали газ тогда и только тогда, когда ветер не дует и солнце не светит. Сейчас это не так, и в этом вопросе надо очень быстро двигаться вперед. 

"Умение быть человеком больше не впитывают из воздуха"

По мнению президента Керсти Кальюлайд, в наших детсадах и школах нужно больше учить высокому искусству быть человеком.

- Коронавирус продемонстрировал нам, что наше представление о своих правах и обязанностях немного искажено. Сверхвысокие цифры заболевших и все еще большое количество умирающих людей показывают, что наше общество в целом не взяло на себя ответственность за старшее поколение, для которого эта болезнь очень опасна.

В отдельных семьях случается, что люди старшего возраста уходят преждевременно, поскольку дети и внуки не взяли на себя ответственность за пожилых. "И это распространяется на все наше общество: человек думает, что ему эта прививка не нужна, потому что он молодой, и не делает ее. Он не задумывается, что есть очень много как молодых людей с ослабленным здоровьем, так и пожилых, у которых эта болезнь проходит в довольно тяжелой форме".

По словам Кальюлайд, нужно больше говорить о том, как быть сочувствующим и сопереживающим членом общества. Ее поколение как будто впитывало это умение из воздуха, подобно тому, как современная молодежь будто бы впитывает из воздуха навык пользования техническими устройствами. Поэтому вместо мира технологий надо больше учить детей и молодежь тому, как быть сочувствующим человеком.

- Я называю это не обществоведением, а высоким искусством быть человеком. Потому что я имею в виду не только формальные права и обязанности - что я должен и чего не должен делать, - а именно что внимательность. Умение читать язык тела другого человека и замечать его проблемы, а не проходить мимо, если ему тяжело. Нам нужно это исправить, осознать, что это узкое место в нашей Эстонии, которая в остальных отношениях ушла далеко вперед.

Если в школе умение быть человеком не выработалось, этому можно научиться и позже, в порядке саморазвития, отметила Кальюлайд.

- Практиковаться в сочувствии проще всего в волонтерской работе, например, участвуя в "Найскодукайтсе" или поддерживая центры помощи жертвам семейного насилия. По случаю 24 февраля хочу пожелать вам умения и желания постоянно воспитывать в себе человека, - сказала президент коллективу Тойлаской гимназии.

Комментарии
Copy
Наверх