Аннели Ламп: Человечность не имеет национальности

Аннели Ламп
, писательница и поэтесса
Copy
Аннели Ламп, писательница и поэтесса
Аннели Ламп, писательница и поэтесса Фото: Частный архив

Сейчас я чувствую себя школьницей, которая пишет домашнее сочинение. На этот раз - в адрес русскоязычных людей. Но не потому, что учитель приказал или я хочу получить хорошую оценку. Или все-таки поэтому? Ведь я - одна из многих учеников в школе под названием Жизнь, ученик весьма средний, но не безнадежный. Хочу стать лучше, стать Человеком с Живым Сердцем. Если тяжелые времена этому не научат, тогда что?

Поэтому пишу так, как сердце движет пальцы по клавишам, надеясь достучаться до других открытых и открывающихся сердец. Мое внутреннее стремление написать укрепил пост председателя Йыхвиского волостного собрания Валло Реймаа в "Facebook". Цитирую: "Настало время экуменических богослужений. Настало время, когда ида-вируские русские, украинцы и белорусы должны суметь в общей беде взять друг друга за руку, поговорить, выслушать тревоги собеседника и выплакаться. Только вместе возможно выйти даже из самых невозможных ситуаций. Знайте: мы, эстонцы, с вами, как и весь демократический мир".

24 февраля было для меня праздником с тремя печатями: годовщина Эстонской Республики, день рождения мамы и день возвращения отца из Воркуты (1956). Так было еще до моего рождения и до 2022 года. В этом году была наложена четвертая печать. Кровавая. Печать поставил один-единственный человек - агрессор Путин, который ни в коем случае не представляет всю Россию и русский народ, а движим лишь собственной патологической жаждой власти. Ощущаешь бессилие от мысли, что если обычного человека с отклонениями приговаривают к пожизненному заключению за кровавые бойни (например, норвежского террориста Брейвика), то Путин как будто имеет право убивать русских и украинских солдат, не говоря уж о гражданских лицах.

Я выросла на советском киноискусстве и до сих пор смотрю на канале ETV+ замечательные русские фильмы. Поэтому, когда разразилась война, у меня перед глазами встала картина, как умирают молодые русские солдаты, отправленные на войну. Именно отправленные, насильно, ведь кто пошел бы добровольно на войну и на смерть, если только речь не идет о защите родины? Это война исключительно Путина, а не россиян. Если ты родилась женщиной, дающей начало новой жизни, и родила сыновей, то автоматически становишься солдатской матерью. Матерью всех умирающих солдат. Я пишу с позиции простой женщины, хотя мой сын не воюет. Но разницы нет, ведь другие воюют и умирают. Эмпатия меня не покинула, хотя повседневная жизнь парализована. Не могу думать о повседневных вещах. Болят и сердце, и голова. Мир небезопасен, и развитие событий может пойти по непредсказуемому и беспрецедентному пути.

Эта картина с умершим русским солдатом взята также из рассказов моей давно почившей мамы. Во время сражений Второй мировой войны она видела одного погибшего на поле своего хутора. Кудри умершего молодого человека развевались на ветру и напомнили моей маме о ее брате, который тоже был мобилизован в Красную армию. Тот русский солдат так и остался в чужой земле, брат моей мамы тоже не вернулся. Мама оплакивала его всю жизнь. 

"Осталось лишь две национальности: человечность и зло".

Аннели Ламп, писательница и поэтесса

В субботу в Нарве, Таллинне, Тарту и других городах Эстонии стояли, маршировали, произносили речи и пели за мир. То же самое происходило и в других городах мира. Протестуют и в городах России. Русские люди говорят в интервью, что они против войны, а полицейские заламывают им руки за спину и уводят. Русские люди говорят, что им стыдно быть русскими, потому что они не согласны с Путиным. С Путиным, который утверждает, что освобождает Украину от нацистов. Украину, которая во Второй мировой войне с гитлеровской Германией потеряла миллионы человеческих жизней. Когда они превратились в нацистов? Самого Путина сравнивают с Гитлером. Совершенно непонятно, как такой преступник (не могу назвать его человеком) может представлять и управлять Россией.

В последний раз я была в России в 2018 году. По следам отца в Воркуте. Боялась до умопомрачения, ведь ехала по той же дороге, по которой когда-то следовали эшелоны с заключенными (такой уж я сверхчувствительный человек). По дороге страх исчез. И знаете почему? Благодаря тем русским людям, с которыми мы ехали в одном вагоне. Сорок восемь часов кряду, как сельди в бочке. Благодаря тем русским женщинам, которые поили меня лечебным чаем и мазали виски целебными мазями, когда я чувствовала себя очень плохо. В Воркуте я тоже повстречала отзывчивых людей, и сам город показался мне близким, хотя отец промучился там 12 лет в лагерях. А может, именно поэтому? В библиотеке мы пролистали огромное количество книг в поисках имени моего отца. Тщетно. Наконец одна добрая душа свела меня с нужными людьми. Это были двое мужчин, два друга: русский и украинец. Оба крайне симпатичные. Русский показал на экране своего компьютера дело моего отца. Я нашла то, что отправилась искать. Невероятно! А украинец был от всей души благодарен эстонцам, которые весь период немецкой оккупации прятали его отца, мобилизованного в Красную армию, на одном лесном хуторе. "Я смог появиться на свет только благодаря эстонцам", - сказал этот мужчина. Связи с ними у меня больше нет, потому что в условиях путинского режима такие контакты могут оказаться опасными для граждан России.

Из детства я помню предсказания стариков, что однажды к власти придет Зверь, и тогда настанет конец света. Его предвещают стихийные бедствия, болезни и войны. Сейчас мы видим, кто этот Зверь. Мы боялись, но не верили, что кровавая история может повториться. И тем не менее она повторяется, и люди умирают. Осталось лишь две национальности: человечность и зло. Кто на каком языке говорит, уже неважно, потому что только человечность может спасти мир.

Никто не должен стыдиться своей русской национальности из-за того, что делает Путин. Однажды чудовище само ответит за свои преступления. К сожалению, до тех пор пройдет немало времени и, что самое главное, будут огромные напрасные человеческие жертвы. Да, небо над нашим государством пока ясное, но надолго ли? Все люди с открытым сердцем встревожены. Зверь не внемлет голосу человечности и сердца, но мы сами можем противостоять злу, если будем держаться вместе.

Когда у меня бывают очень тяжелые времена, я иду в йыхвискую русскую церковь (так я ее называю), хотя я лютеранка. Зажигаю свечи, крещусь и молюсь. Настало время экуменических богослужений, как сказал Валло Реймаа. Спасти нас сможет только Бог или Высшие силы - кто как это называет. И человечность.

Комментарии
Copy
Наверх