Отказ от российских студентов сильно отразится на Нарвском колледже

Студенты.
Студенты. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

"Для того чтобы помогать Украине, приходится самим затянуть пояса", - прокомментировал директор Нарвского колледжа Марек Саммул решение Тартуского университета не допускать со следующего года к вступительным экзаменам молодежь из России и Беларуси.

По словам директора Нарвского колледжа Марека Саммула, сейчас надо помочь тем, кто в большей беде.
По словам директора Нарвского колледжа Марека Саммула, сейчас надо помочь тем, кто в большей беде. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

- Нарвский колледж ТУ набрал свой первый курс зарубежных студентов в 2017 году, и с того момента роль студентов из-за границы постоянно росла. Как повлияет на жизнь колледжа решение, принятое на этой неделе сенатом Тартуского университета?

- Оно очень сильно повлияет на нас. По данным, собранным несколько месяцев назад, у нас учатся ровно сто зарубежных студентов, большинство - из России. Но мы солидарны с Украиной. Мы полностью осуждаем то, что творит сейчас Россия в Украине, и поэтому понимаем также смысл такой санкции. Как в жизни: для того чтобы помогать другим, приходится самим где-то затянуть пояса.

- Кем вы замените российских студентов?

- Надеемся взаимовыгодно продолжить с украинскими студентами. Та самая наша программа для зарубежных студентов, по которой студенты могут год учить эстонский язык, а затем учиться дальше на эстонском, теперь открыта для украинских беженцев. С радостью примем группу украинских студентов, чтобы они смогли продолжить свою учебу.

Я очень горжусь тем, как мы последние два года поддерживали украинскую систему образования через большой международный проект, охватывающий десять университетов Украины. Со слезами смотрим, как эти университеты сейчас горят.

- Имеющиеся студенты, приехавшие из России, не должны покинуть Нарвский колледж?

- Это пусть решает каждый, оставаться или нет, но со стороны университета никаких препятствий для продолжения учебы нет.

- Решение Тартуского университета подвергалось также критике. Выпускники и студенты Тартуского университета составили петицию, в которой говорят, что нельзя ставить знак равенства между страной, откуда приехал студент, и его взглядами. Часть общества тревожится, что таким решением мы поворачиваемся спиной к российскому и белорусскому оппозиционным движениям.

- Дискуссия о влиянии всяческих санкций необходима и должна вестись. И, может быть, в какой-то момент придется пересмотреть некоторые вещи, когда мы станем умнее.

Однако сейчас идея санкций совершенно ясна: мы должны оказать давление на российское общество, ведь сейчас оно поддерживает войну. Мне жаль тех людей, которые оказываются между шестеренками. Но если положить ущербы на чашу весов, то любым способом мы должны оказывать давление на Россию. Я любуюсь смелостью российских диссидентов, выступающих против, однако эта санкция - одна из тех, что должны заставить это общество выступать еще активнее.

Простите, но невозможность приехать учиться - пропорционально это гораздо меньший ущерб, чем пострадать от бомбы или потерять дом. Сейчас явным приоритетом для Тартуского университета является обучение украинских беженцев, а не помощь желающим учиться, приезжающим из страны-агрессора. Помогаем тем, кто в большей беде.

- Как вы толкуете в колледже тему войны в Украине?

- Мы не проводили публичные дискуссии, но встречались с коллективом своего колледжа несколько раз, чтобы обсудить эти вещи. Надо понимать, что приехавшие из России студенты оказались под очень сильным давлением.

Я подчеркиваю, что отдельный человек ведь ни в чем не виноват, но велика опасность, что их начнут обвинять. В то же время большая часть из них явно на стороне Украины и осуждает российскую агрессию.

Разумеется, мы встречались с ними, чтобы обсудить ситуацию и развеять страхи. Страхи есть у всех нас. Я очень доволен, что в Нарву приезжают министры Эстонской Республики: в понедельник был министр обороны Калле Лаанет, в пятницу - министр юстиции Марис Лаури. Мы со своей стороны с радостью предлагаем место, где встретиться с горожанами и обсудить эти вещи.

С другой стороны, мы должны также понимать желание обойти трудные темы. Если задуматься о том, что у нас семьи могут развалиться из-за разных политических взглядов и наверняка есть также конфликты между поколениями, то такой раскол на самом деле никому не нужен, он никому не поможет. Надо сохранять культуру спокойного обсуждения.

Наверх