К концу года государство заделает 14 опасных провалов грунта

Кюлли Крийс
, журналист
Copy
Провал, образовавшийся осенью 2019 года в окрестностях кукрузеской горы, Департамент окружающей среды заделал на удивление быстро, поскольку провал находился в крайне опасном месте.
Провал, образовавшийся осенью 2019 года в окрестностях кукрузеской горы, Департамент окружающей среды заделал на удивление быстро, поскольку провал находился в крайне опасном месте. Фото: Peeter Lilleväli / Põhjarannik / Arhiiv

Все известные опасные ямы будут заделаны. Если в будущем образуются новые провалы, их будут закрывать по одному и довольно быстро.

Вокруг заделки опасных провалов, образовавшихся над старыми шахтами, много лет велись споры, пока Министерство окружающей среды не признало, что это задача государства, а не землесобственника.

Затем ушло еще немало времени на составление типовых проектов, так что больше не нужно тратить деньги и время на составление отдельного проекта для каждой ямы.

Первоначальный план - начать засыпку ям уже в прошлом году - не осуществился, потому что на это не дали денег. Теперь есть 53000 евро, и министерство в сотрудничестве с Центром инвестиций в окружающую среду в ближайшие недели начнет искать засыпщика ям.

С землевладельцами договорятся

На момент составления планов было известно о 14 опасных ямах. Одну землевладелец с тех пор закрыл сам, у другой стенки достаточно пологие, поэтому ее засыпку сочли нецелесообразной. Но в прошлом году сообщили о трех новых провалах, из которых два находятся рядом и считаются за один. Поэтому требующих засыпки ям по-прежнему четырнадцать.

- Теперь мы заделаем их все сразу - уже к концу этого года, если найдем исполнителя работ и цена не выйдет слишком сильно за рамки нашего бюджета, - пообещала советник отдела экологических технологий Министерства окружающей среды Хелена Гайлан.

Для заделки ям разработано четыре типовых проекта: для заполнения полностью провалившихся шурфов; для заполнения просадок, возникших в центре нисходящей выработанной зоны и при уплотнении наполнителя шурфа; для заполнения провалившихся шахтных ходов и засыпки краев нисходящей выработанной зоны; для ликвидации провалов в камерном блоке. 

Просто заполнение ямы предполагает в основном расходы на наполнитель, но если при благоустройстве приходится выполнять дополнительные работы, то они всегда дороже.

Хелена Гайлан, советник отдела экологических технологий Министерства окружающей среды

Какой из этих проектов наиболее затратный, однозначно сказать нельзя - это зависит от конкретной ямы, отметила Гайлан. Просто заполнение ямы предполагает в основном расходы на наполнитель, но если при благоустройстве приходится выполнять дополнительные работы, то они всегда дороже.

Лишь две из 14 ям находятся на государственной земле, о заделке остальных придется договариваться с землевладельцами. На сельскохозяйственных землях обязательно надо учесть и то, когда к яме вообще можно будет подобраться.

С течением времени наверняка образуются новые провалы, в том числе опасные. По словам Гайлан, министерство в дальнейшем предусмотрит это в своем бюджете и отдельные провалы будут ликвидироваться в текущем порядке и довольно быстро.

В будущем заделают и зоны просадки

По заказу Центра инвестиций в окружающую среду наряду с провалами картографировали также просадки и определили их опасность. Таких зон всего 81, большая их часть совсем или почти совсем неопасны, зон с высоким уровнем опасности нет ни одной.

Просадками Министерство окружающей среды сейчас напрямую не занимается, но на следующем этапе проанализируют, какие из них находятся в местах, где работает тяжелая техника. Речь идет прежде всего о сельскохозяйственных, а также лесохозяйственных машинах.

Эти просадки, в зависимости от землепользования, вероятно, надо будет заполнить богатой гумусом почвой, сказала Хелена Гайлан.

На ликвидацию просадок и провалов над старыми шахтами министерство надеется получить поддержку из фонда справедливого перехода.

На кукрузеской горе будут следить за температурой

Уже в следующем году на кукрузеской горе установят постоянные датчики, которые будут измерять температуру почвы.

По словам Хелены Гайлан, датчики передают данные автоматически, но их планируется через определенные промежутки времени также проверять на месте.

Поскольку речь идет о постоянном постмониторинге, не решено, как долго датчики будут работать. Если температура значительно не изменится, в какой-то момент мониторинг, вероятно, можно будет прекратить. Но если датчики сообщат о существенном нагревании, то обсудят, как поступить с горой дальше.

Комментарии
Copy
Наверх