Результаты недавнего общеэстонского исследования рынка труда очень схожи с результатами исследования 2019 года, когда никто еще ничего не слышал о коронавирусе.
Дефицит рабочей силы вынуждает работодателей понемногу повышать заработную плату
Бурные события эпидемии коронавируса потрясли, напугали и изменили рынок труда, но сегодня можно сказать, что изменения были быстрыми, а восстановление еще более быстрым.
- Если коронакризис увеличил количество профессий с избытком рабочей силы, то на сегодня количество профессий с дефицитом рабсилы снова увеличилось. Сферы туризма, развлечений, ресторанный бизнес - сегодня все снова в ситуации, когда трудно найти работников, полтора года назад ситуация была противоположной, - констатировала менеджер по услугам кассы по безработице Ливия Лаас.
Сегодня почти все работодатели придерживаются мнения, что сейчас на рынке труда последнее слово за соискателем работы.
Людей с профессиональным образованием не хватает
В Ида-Вирумаа наиболее вопиющая нехватка врачей и швей-мотористок, но востребованы также учителя и фармацевты, различные инженеры, повара и пекари, слесари-сантехники и механики.
На рынке труда слишком много людей, выполняющих более простые работы: уборщицы в учреждениях, операторы по вводу данных, продавцы, разнорабочие в различных сферах.
Обрабатывающая промышленность больше всего ищет новых работников, говорит руководитель Ида-Вирумааского отделения кассы по безработице Аннеки Теэлахк. Далее следуют сфера обслуживания, строительство и швейные предприятия (которых в Ида-Вирумаа много и где зарплаты в основном низкие).
Обострилась нехватка квалифицированной рабочей силы, ведущий консультант группы работодателей кассы по безработице Катрин Лаар имеет в виду металлообрабатывающую промышленность и строительство, а также другие производственные предприятия. Нехватка рабочей силы в сфере обслуживания клиентов, по ее словам, во многом связана с особенностями нашего региона, иными словами, соискатели не владеют эстонским языком. Хотя и делаются уступки - человека берут на работу с условием, что он выучит эстонский язык в течение определенного срока, - это подходит не всем.
Сокращается количество работодателей, предлагающих зарплату менее тысячи евро
Сейчас в Ида-Вирумаа на учете 6300 безработных, и это число не увеличивается, подтверждает Теэлахк. Цифры могли бы быть еще меньше, если бы война в Украине не увеличила количество зарегистрированных соискателей работы более чем на 500 украинок.
На сегодняшний день зарегистрировано 773 военных беженца, 190 из 269 снявшихся с учета вышли на работу.
По состоянию на поздний вечер вторника на сайте кассы по безработице было 371 предложение о работе, предлагаемых вакансий - 810. Некоторые предприятия ищут двадцать и более сотрудников одновременно.
Весной и летом предложений о работе обычно больше, чем в другое время, потому что часто требуются люди для сезонной работы. Катрин Лаар отмечает, однако, что в этом году количество предложений о работе выше, потому что во время пандемии некоторые более мелкие предприятия приостановили свою деятельность, а теперь, когда они снова начинают работать, естественно, они также ищут новых сотрудников.
По мнению кассы по безработице, не является особой проблемой то, что люди, которые привыкли к домашнему офису во времена коронапандемии, теперь ожидают более гибкого рабочего графика. Однако работодатели ощущают давление в части заработной платы.
- Если в прошлом году зарплату более тысячи евро предлагали 27% работодателей, искавших через нас работников, то нынче уже 57%, - отметила Лаар.
Надо адаптироваться к переменам
По оценке кассы по безработице, и соискатель, и работодатель должны учитывать текущую ситуацию в мире. Если "корона" нагрянула неожиданно, то сейчас ясно, что на рынке труда и в экономике следует ожидать изменений, и работник должен учитывать, что чем больше у него разных навыков, тем надежнее будет его будущее. Возможности работодателя связаны прежде всего с инновациями: как обновить и автоматизировать свою деятельность и как предложить соискателю что-то дополнительное, будь то транспорт на работу и с работы, возможность присмотра за детьми или что-то еще, что приведет соискателя именно к нему.
Барометр спроса на рабочую силу в Ида-Вирумаа можно посмотреть ЗДЕСЬ
Хорошего механика найти трудно
Менеджер по персоналу AО "SilSteve" Кати ТЕЭЛАХК:
- Поиск сотрудников сильно отличается в зависимости от сферы. Когда в начале июня нужно было быстро найти людей, которые за 24 часа сняли бы с корабля, пришедшего в порт, 1200 автомобилей - и пришла еще одна такая же партия, то мне прислали 150 CV! Я наняла 70 человек, и все они справились.
В то же время слесарей-механиков мы искали несколько месяцев, найти их не удалось ни через CV-keskus, ни через кассу по безработице. Подал заявку только один человек, но договор с ним заключен не был. Нам нужны еще четыре механика, чтобы обеспечить круглосуточное техническое обслуживание.
Правда, в июне через кассу по безработице мы получили двух операторов, которые работают с портовыми кранами и гидравлическим экскаватором. Оба приехали из любви к Эстонии, точнее к Нарве, один из Германии, другой из России.
Давление по зарплате мы чувствуем, особенно это ощущалось ранней весной, когда люди начали уходить от нас и причина была именно в зарплате. Неизбежно нужно было что-то делать с зарплатой.
Всему нужно обучать на месте
Член правления ТОО "Waldchnep" Ааре ПИХЕЛЬГАС:
- Нам всегда не хватает сотрудников, мы постоянно ищем, ведь если на предприятии работает 140 человек, то, разумеется, они движутся. А если еще и объемы растут... Новых людей найти непросто. Транспортников еще удается, а вот обмотчиков электродвигателей - людей с такой профессией нет, всему приходится обучать самим. Та же история с изготовителями электрощитов.
Мы не можем полагаться только на то, что мы разместим объявление в кассе по безработице и будем ждать. Также мы постоянно мониторим соискателей, и если есть человек подходящего "калибра", звоним ему и приглашаем на место для знакомства. С первой половины пробного дня мы можем понять, станет ли он нашим работником.
Опыт показал, что обслуживающий персонал, таксисты и строители по большому счету не подходят для нашей работы. Сервисным работникам эта работа кажется сложной, таксисты хотят эту работу только на зиму и предпочитают больше самостоятельно планировать свое время, а строители, когда слышат, что где-то им заплатят на 50 евро больше, сразу от нас уходят.
Два года пандемии повлияли на нас двояко. В первый год у меня на какое-то время перехватило дыхание, казалось, что наша продукция нигде не нужна. Но в прошлом году мы выросли и наняли на 40% больше работников.