В принудительном порядке квартирные товарищества были созданы и для снесенных домов, где товарищества, по сути, и не возникали, однако теперь государство, угрожая штрафом, требует от них решений общего собрания и хозяйственных отчетов за три года.
Государство требует годовые отчеты от мертворожденных квартирных товариществ
В Кивиыли горуправление за свой счет и своими трудами снесло в 2004-2016 годах 15 квартирных домов. Владельцев всех квартир найти было невозможно, поэтому в каждом доме к моменту сноса имелась наряду с принадлежащими самоуправлению квартирами часть квартир в частном владении.
В 2018 году вступил в силу Закон о квартирной собственности и квартирном товариществе. Для квартирных собственностей, которыми раньше управляли в форме сообщества квартирособственников, государство само создало квартирные товарищества. На основании того же закона были созданы квартирные товарищества и для уже снесенных квартирных домов, где эти товарищества на самом деле никогда и не возникали.
Теперь с момента создания квартирных товариществ прошло три года, и регистровый отдел судов по постановлению суда требует от квартирных товариществ снесенных домов, которые, по сути, и не могли возникнуть, отчеты за хозяйственный год. Правда, только с тех квартировладельцев, чьи контакты возможно найти.
Например, в постановлении суда, касающемся квартирного товарищества "Kalevi t 7", сообщается, что если в течение 90 дней не будут представлены заявление правления или управляющего о внесении в регистр, протокол общего собрания квартирособственников, а также отчеты за 2018, 2019 и 2020 хозяйственные годы, то суд может оштрафовать квартирное товарищество и всех лиц, обязанных представить данные, на 200-3200 евро.
Разыскать надо около ста квартирособственников
В Люганузеском волостном управлении об этих требованиях узнали, когда три-четыре получивших такое письмо человека из разных домов пришли в волостное управление спросить, что им делать.
"Сейчас у волости нет другой возможности, как постараться найти как можно больше владельцев квартир давно снесенных домов".
Агнес Хейнмаа, специалист Люганузеского волостного управления по недвижимости
На запрос волостного управления в Тартуский уездный суд относительно конкретного дома пришел ответ, что квартирный дом по улице Калеви, 7 в Кивиыли разделен, по данным крепостной книги, на 44 квартирные собственности и для ликвидации квартирного товарищества надо сначала прекратить квартирные собственности. Для этого квартирособственники должны заключить соответствующее соглашение. Люганузеская волость могла бы прекратить существование товарищества только в случае, если бы все квартиры были в собственности волости.
- Сейчас у волости нет другой возможности, как постараться найти как можно больше квартировладельцев из этих давно снесенных домов, чтобы они передали свои квартиры волости, - сказала специалист волостного управления по недвижимости Агнес Хейнмаа.
С двумя людьми, обратившимися в волость после письма с требованием, соответствующие договоры уже нотариально оформлены, еще с одним его оформят на будущей неделе.
Однако таких находящихся в частной собственности квартир приходится на 15 домов 96 штук.
Принудительное отчуждение потребует времени и денег
В случае квартир, наладить контакт с владельцами которых невозможно (многие из них на сегодня умерли), волость должна произвести принудительное отчуждение.
По словам Агнес Хейнмаа, все это делопроизводство потребует очень много времени, да и денег тоже.
- С владельцами, которых удастся найти, надо оформить нотариальный договор о передаче квартиры волости - это, правда, не слишком большие расходы, около ста евро. В случае же принудительного отчуждения два извещения - об инициировании и окончательном решении - надо к тому же опубликовать в официальных извещениях и республиканской газете, а там одно объявление стоит около тысячи евро, - сказала она.
Плюс к тому время, необходимое на поиски владельцев и переписку с ними.
Задним числом сложно понять, что и почему Кивиылиское горуправление в свое время не сделало, из-за чего вообще оказалось возможно образовать товарищества для этих квартирных домов.
Хейнмаа верит, что тогда владельцев квартир искали, но не всех можно было найти. Может, и законы тогда были другие.
Хейнмаа знает, о чем говорит: сейчас Люганузеская волость разыскивает квартировладельцев из двух квартирных домов, сносимых в рамках государственного пилотного проекта, а также принудительно отчуждает те квартиры, владельцев которых не найти.
Волость надеется на более простое решение
В начале августа волостное управление спросило у министра госуправления, нельзя ли как-то попроще удалить из коммерческого регистра квартирные товарищества давно снесенных домов?
В прошлую пятницу Министерство финансов передало обращение волости Министерству юстиции.