ДРУЖИННИК Калви Кивимяэ: любви к родине должно быть больше

Copy
По словам Калви Кивимяэ, ийзакуские кайтселийтчики уже много лет очень сильны в стрельбе.
По словам Калви Кивимяэ, ийзакуские кайтселийтчики уже много лет очень сильны в стрельбе. Фото: Erakogu

Подразделение "Кайтселийта" было восстановлено в Ийзаку почти 30 лет назад - вечером 22 ноября 1992 года. Калви Кивимяэ, один из его основателей, вспоминает, что ячейки "Кайтселийта" уже были сформированы повсеместно. В Ийзаку тоже была небольшая группа, члены которой хотели возродить "Кайтселийт". "С того времени я и стал кайтселийтчиком".

- Что "Кайтселийт" сейчас делает в Ийзаку?

- Сформирован пионерский взвод. Я сам прошел курс взрывника. Командование "Кайтселийта" приняло такое решение, что наш взвод станет пионерским взводом.

- Когда в Ийзаку был создан "Кайтселийт", вы стали его командиром.

- По какой-то причине я был выбран тогда его командиром. Я командовал этим взводом долгое время, пока деятельность не была реорганизована три года назад. В общем 27 лет.

- Как за это время изменился "Кайтселийт"?

- Раньше взводы формировались на базе общины. В ийзакуском взводе были ийзакусцы, и деятельность была более активной и свободной. У нас была возможность тренироваться в стрельбе в песчаном карьере Ийзаку, и каждый месяц была как минимум одна тренировка.

Мы всегда были достаточно сильны в стрельбе. Первым оружием были винтовки "SKY" производства Финляндии. Мы получили пять штук. Были и пистолеты Макарова. Позднее мы получили автоматы Калашникова румынского производства. Потом появились автоматы Калашникова китайского производства, а сейчас есть АК-4, но их заменяют на R-20 ("Град") американского производства.

- Таким образом, была возможность сравнить оружие нескольких поколений. Ведь "SKY" фактически была модификацией русской винтовки 1891 года. Оружие с каждым разом становится лучше?

- Неизменно становится лучше, но с точки зрения ведения боя калашников лучше, чем АК-4. Он большой и тяжелый, и мощнее калашникова. Однако с ним трудно передвигаться по местности. Он длинный и тяжелый.

- А пистолет Макарова был, скорее, метательным оружием. Меня ни разу не задело.

- Да, он все же неточен.

- Сейчас, когда мы беседуем, в школьном тире проходят соревнования. Кто соревнуется?

- Это Ийзакуский стрелковый клуб. Большей частью соревнуются все же кайтселийтчики.

- Ийзакуские кайтселийтчики - в основном мужчины среднего возраста.

- Почему-то у молодежи нет особого энтузиазма. Люди становятся равнодушными и больше не хотят уделять много свободного времени гособороне.

- Сколько свободного времени это занимает?

- Это зависит от того, насколько серьезно заниматься. Я занимаюсь с ребятами из "Noored Kotkad" ("Юные орлы". - Прим. ред.), и это требуетя немало времени. Но и свободные вечера тоже бывают. Стрелковым клубом мы занимаемся вместе с моей женой Линдой. Я преподавал физкультуру в школе, теперь преподаю гособорону.

- Чему сейчас учат?

- Много теории, военной истории, граждановедения. Обучение обращению с оружием входит в программу. Тридцать пять уроков, или один урок в неделю, - это теория, а потом лагерная практика. Ученики получают два зачета. Военную историю мы изучаем, начиная с древних войн до Второй мировой войны, особенно то, как современные войны затронули эстонцев.

В лагере много мероприятий. Есть обучение ориентированию по карте, обучение обращению с оружием, стрельба. В последних лагерях все ученики смогли пострелять из АК-4. Учимся ставить палатку и правильно вести себя в палатке. Изучаем ориентирование. Все навыки необходимы в жизни.

Отзывы до сих пор были хорошие. Учащиеся и родители понимают, что это необходимо.

Учебная программа включает две экскурсии, например, в музеи. Традиционно посещаем музей в Синимяэ, а также либо Военный музей, либо Музей борьбы за свободу. Ученики понимают, что с 2014 года, а особенно после 24 февраля этого года, война подошла к нам очень близко.

- В настоящее время вы тренируете "молодых орлов".

- В группе 18 человек, но патриотическое воспитание должно быть более активным. Все начинается с дома. Одна только школа не может воспитать молодого человека. Отношение к государству важно. Его надо любить, и если ты любишь свою страну, то больше и не нужно какого-то особого воспитания. Это не значит, что ничего нельзя критиковать. Если что-то плохо, надо об этом сказать, но не надо ныть. Ныть может любой, но человек должен стараться сам что-то сделать лучше.

- Что один ийзакуский кайтселийтчик может делать лучше?

- Считаю, что надо исправно принимать участие в учениях, а не увиливать от них. Уже это приличный вклад. Ведь вступают в "Кайтселийт", чтобы улучшить свою военную подготовку. Чтобы при необходимости защитить себя, были к этому готовы.

Наверх