Фотограф-натуралист Ремо Сависаар проводил ночи в палаточном укрытии, часами наблюдал за некоторыми животными и птицами, а также таскал на болото свиней и коз в качестве приманки для орлов.
Ремо Сависаар: если зверь или птица встревожены, хорошего снимка не получится
"Что легче фотографировать: птиц и животных или пейзажи?" - спрашивает Ремо Сависаар в Каукси у местных любителей природы.
Птиц и животных, раздается робкий голос.
Сависаар спрашивал об этом на многих встречах и получал ответ, что если птица или зверь уже в кадре, то и снимок выйдет.
Но не все так просто. Например, чтобы хорошо сфотографировать голубого зимородка, недостаточно увидеть, что птица летит метрах в двадцати.
Люди, которые думают, что проще фотографировать виды природы, утверждают, что пейзаж всегда на месте, за ним не нужно гнаться.
Это тоже не так просто, если хочешь сделать хороший снимок.
На экране появляется фотография, сделанная Сависааром в его "начальный период" на озере Саадъярв.
Это скучно, не хватает чего-то очень важного, говорит он.
- Сегодня, глядя на погоду, я знаю, пойду ли я фотографировать птицу-зверя или пейзажи. Чего не хватает на этом снимке, что заставило бы меня решить сегодня, что я буду фотографировать пейзажи?
Облаков нет, слышится из зала.
Правильный ответ. Облака - это главная и неотъемлемая часть пейзажной фотографии.
На снимке, сделанном в порту Пальяссааре, отраженные закатным солнцем облака полностью присутствуют, но чего-то, кажется, не хватает. Человека или медведя или хоть какого-нибудь камня или волны, которых можно заснять на месте у моря.
Не упустить нужный момент
По словам Ремо Сависаара, пейзажные фотографии легко делать, когда на улице экстремальные условия, которых, несомненно, хватает зимой. Но у зимы есть свои опасности для фотографа, например, при движении по льду - никогда не знаешь, выдержит ли лед.
Весной и летом мощное впечатление можно получить на ночном болоте, продолжает он серией фотографий описание ночи, проведенной вместе с британским фотографом на болоте Мянникъярве.
- Первый снимок был сделан в 01.06, следующий - в 01.14. Здесь можно увидеть, как играют плотные кольца тумана, картина все время меняется. Болото наполнено разными звуками, можно услышать обыкновенного козодоя, серого журавля, тетерева. И эти запахи болота! Температура тогда опустилась уже почти до нуля. В 01.52, за два часа до восхода солнца, небо стало оранжевым, а передний план - холодным голубым. Эта моя фотография заняла первое место на международном конкурсе в категории пейзажной фотографии.
Британский фотограф буквально проспал этот момент. После того как его разбудили, он разок посмотрел вокруг, сказал, что это круто, и попросил разбудить его снова, когда взойдет солнце. Его фотографии на том же конкурсе награды не удостоились.
- Так что стоит приложить усилия, тогда можно поймать такие моменты, - констатирует Сависаар.
Чтобы получить правильное впечатление от восхода солнца, он рекомендует отправиться на болото пораньше, иначе можно многое пропустить.
Глубоко разбираться в каждой теме
У Ремо Сависаара часто спрашивают, как ему удается так близко подобраться к животному, как он вообще находит животное.
- Уже 17 лет я занимаюсь углубленным изучением самостоятельно, всему учусь сам. Мне это очень легко делать, потому что мне это интересно. Это очень полезно при поиске животных и птиц, понимании их поведения.
На Сырве ему удалось сделать хорошую фотографию довольно редко встречающейся обыкновенной камнешарки благодаря тому, что он сумел предугадать поведение птицы. Она возвращается кормиться на тот берег, куда море намыло много фукуса, то бишь бурых морских водорослей. И она прилетела.
Ради голубого зимородка пришлось больше постараться. Он увидел птицу и сделал первые снимки во время велосипедной прогулки вдоль берега реки Эмайыги, но для того, чтобы получить такие, которые бы его удовлетворили, ему нужно было побольше узнать о птице. Теперь ему известно, где находится гнездо зимородка, какие ветки птица использует как остановку, чтобы туда долететь, известно, что чем крупнее рыба у птицы в клюве, тем крупнее птенцы в гнезде.
Семена привлекают птиц и мышей
Чтобы фотографировать лесных птиц, Ремо Сависаар начал подкармливать их в лесу у озера Васула. Так к ним и подобрался.
- Это большая ответственность, потому что птицы привыкают там собираться, а других кормушек в лесу и нет. Начав кормить, надо продолжать до тех пор, пока не пойдет снег, - разделил он ответственность с другом, с которым они по очереди приходили и насыпали семена под деревьями.
На некоторых снимках, помимо птицы, можно увидеть на земле в действии также рыжих полевок.
- Поймать в кадр очень быстро движущихся мышей было захватывающим испытанием, - ему удалось сфотографировать не только мышь, промышляющую на земле, но и мышь, взбирающуюся по комлю за семечком.
В середине марта, когда он снова относил семена, он заметил летающую над местом кормежки белую птицу, которую он поначалу принял за серебристую чайку, рано вернувшуюся из миграции. Присмотревшись в оптику, распознал в "чайке" ушастую сову. Сделав круг, она приземлилась на комель, под которым находилась птичья столовая.
- На следующий день, когда я снова понес корм, мыши перекочевали. Эта ушастая сова, вероятно, помогла им перекочевать. В свой желудок, конечно же.
Наблюдая за совами в своем родном краю, Сависаар заметил, что промышлявшая на лугу ушастая сова неоднократно пыталась приземлиться на куст, чтобы оттуда понаблюдать перед охотой. Куст прогибался под тяжестью птицы и снова отправлял ее в полет, после чего Сависаар поехал в Алам-Педья, привез оттуда три упавших болотных сосны и поставил их на лугу. Именно в тех местах, на которые открывался самый лучший вид из палаточного укрытия. Несколько дней он сыпал под этот валежник семечки, пока однажды вечером не увидел из своей палатки ушастую сову, садящуюся на тычину.
- Если видно, что птицы дичатся, беспокоятся, надо поначалу держаться от них подальше. Первым вечером я наблюдаю за ними с расстояния 60 метров, каждый следующий день приближаюсь, и, наконец, они больше не обращают на меня внимания. Если зверь или птица встревожены, хорошего снимка не получится.
Зачем свиней и коз доставляли на болото
В 2010 году Сависаару пришла идея сфотографировать орлов. Не то чтобы отправиться к морю или Чудскому озеру и подстерегать их там, ведь крайне наблюдательные орлы на таких снимках остаются, как правило, на дальнем плане. Он хотел сфотографировать так, как это делают в северных странах: орлов приманивают наживкой.
Кампания из четырех мужчин сначала получила разрешение, чтобы установить будку на болоте. Они договорились с охотниками, чтобы те отдавали им найденных погибших животных, кроме того, мертвыми животными поделился свинарник.
Чтобы добраться до будки на болоте, нужно было пройти два с половиной километра по труднопроходимой местности.
В первый раз туда притащили приличную свинью весом 35-40 кг.
- Когда свинью доставили на место, порадовались, мол, теперь основная работа сделана, приманка есть. Через неделю пошел посмотреть, не нашли ли приманку, не осталось ли следов на снегу. Свиньи не стало - 40-50 воронов устроили себе трапезу. Чтобы такое укрытие работало, еду туда надо было приносить два раза в неделю. Нам потребовалось чуть больше полутора лет, чтобы укрытие заработало. Заработало - это значит, что когда я находился в укрытии и передвигал объектив, птицы не улетали сразу.
Помимо орлов и воронов, из этого укрытия удалось сфотографировать и лису, которая явилась поучаствовать в пиршестве.
- Конечно, воронам не нравится, что там ест лиса - это найденная ими еда. Они пикируют, кричат, пытаются дернуть лису за хвост. Когда лиса насытится и отойдет в сторону отдохнуть, то они все друзья, мирно сидят вместе.
Нельзя попадаться лисице
Весной неотъемлемой частью годичного круга фотографа-натуралиста являются лисята. Именно во время гона он наблюдает, где лисы движутся и куда ведут следы - этими следами лиса может выдать место, где она может весной спрятать своих детенышей.
- В большинстве случаев эти места не подходят для фотосъемки, там слишком густые заросли, я не могу наблюдать там за зверем, не беспокоя его. Однажды я заметил очень хорошее место на краю поля. Я в бинокль наблюдал за гнездом с расстояния, важно было узнать: раз лисица-мать приходит туда, то как долго она там находится, в каком районе она собирается охотиться - чтобы я не попался ей на пути. Если я попадусь, она может отнести щенков в другое место.
Когда наступает подходящий момент, Сависаар тихо подкрадывается (чем ближе подходит, тем ниже наклоняется, последние двадцать метров вообще ползет). Он фотографирует, пока не услышит приближающуюся лисицу, предупреждающую своих детенышей, и тогда он быстро убегает, делая вид перед встревоженной матерью, что оказался там случайно.
В мае Ремо Сависаар обязательно отправляется на поиски медведей.
На первой "медвежьей" фотографии запечатлены два замечательных медвежонка.
- При наблюдении за млекопитающими можно очень точно определить, в каком настроении находится животное, по положению его ушей. Если его уши направлены на вас, зверь уже знает, что вы там.
За этими двумя он наблюдал подольше, уже знал, что они там без присмотра, мать во время гона занимается своими женскими делами. Конечно, надо быть осторожным, потому что мать может вернуться.
В Алутагузе медведей можно увидеть в то время, когда на опушках леса и обочинах дорог начинают появляться первые одуванчики. Свежий салат - непреодолимое искушение для косолапых, и тогда стоит там погулять.
Сависаар также фотографировал медведицу с медвежатами с настолько близкого расстояния, насколько позволял опыт.
- Надо чувствовать признаки опасности. Если бы она обнаружила что-то подозрительное, она бы встала на дыбы.
Бородатая неясыть на очереди
На следующей встрече в Каукси Ремо Сависаар обещает рассказать о редкой бородатой неясыти, наблюдать за которой ему разрешил Департамент окружающей среды.
- История бородатой неясыти очень длинная. В 2019 году мне довелось понаблюдать за их гнездованием с апреля по сентябрь, - в качестве предисловия к будущему вечеру природы он показывает фотографии милующейся пары, крошечных птенцов и их взросления.
Участие в фотоконкурсе было скромным
Медведь, объявленный животным года, в этом году привлек больше фотографов, чем обычно, в Алутагузеский национальный парк. Весной там проходила бескровная охота, с лета по осень длился организованный центром посещений конкурс фотографий медведя, и - как вишенка на торте - приехал фотограф-натуралист Ремо Сависаар, чтобы рассказать о том, как сделать хорошие снимки птиц, животных и пейзажей.
- Когда мы приступили к разработке идеи конкурса, мы были очень взволнованы, потому что случай привел в наш центр бескровную охоту, главной темой которой было фотографирование алутагузеского медведя, - сказала специалист по связям с общественностью центра посещений Алутагузеского национального парка Ауне Фершель.
Фотоконкурс "Встреча с вирумааским медведем" длился четыре месяца и получил девять фотографий от четырех участников. Фотографы бескровной охоты в нем не участвовали.
Фершель констатировала, что участие оказалось ниже ожидаемого, поэтому было принято решение отказаться от народного голосования и поблагодарить всех участников в равной степени.
Все девять фотоснимков с сопровождающими их историями будут выставлены в начале нового года и их можно будет увидеть как минимум до конца года.