ГОЛОСАМИ ЖИТЕЛЕЙ ⟩ Все спектакли "100% Нарва" прошли с аншлагом

Ирина Кивисельг
, журналист
Copy
Действующими лицами подчас были не только те, кто на сцене, но и в зале.
Действующими лицами подчас были не только те, кто на сцене, но и в зале. Фото: Ilja Smirnov / Põhjarannik

"Хотели ли бы вы жить в СССР?", "Готовы ли вы на убийство ради спасения города?", "Нужно ли переводить все школы и детсады на эстонский язык?" - на эти и многие другие вопросы отвечали со сцены "Vaba Lava" в Нарве сто нарвитян. Всемирно известный документальный театральный проект "Rimini Protokoll" выбрал для сороковой постановки "100% City" эстонский приграничный город.

Предпоказ в четверг и три спектакля в пятницу, субботу и воскресенье собрали аншлаг. Куратор программы "Vaba Lava" норвежский режиссер Харальд Розенстрём сказал, что если бы эту постановку показывали еще неделю - зал был бы таким же полным, ведь сложилось сочетание интересного города, интересных людей и постановщиков очень высокого уровня. Три показа на публику - традиция "Rimini Protokoll".

- Как мы и предполагали, этот проект был очень интересным для нарвитян, - подчеркнул он. - Все, кто был на сцене, как и многие в зале, говорили, что больше узнали друг друга и поняли, что такое Нарва. Это и есть самое важное. На последнем показе у артистов спросили, кто узнал больше о других, - почти все участники подняли руки. Меня лично искренне зацепил вопрос о том, ограничивают ли русскую культуру в Эстонии. Подавляющее большинство ответили утвердительно. Люди не часто хотят говорить, что они думают, но на самом деле важно в обществе проговаривать вещи, которые хочешь высказать. Через этот процесс, как я видел и чувствовал, люди стали более открытыми. Нарвитяне - очень смелые люди, которые сделали огромную работу.

Коротко, но емко

Документальный проект основывается на статистике населения города, сто участников - обычные жители, которые принимали активное участие и в разработке сценария. Поочередно к микрофону выходят люди разных национальностей, возраста и социального статуса: от 90-летней бабушки до малышей. Каждый говорит о себе несколько слов, самое важное, что он сам хочет, чтобы о нем знали. Например, одна из дам рассказала, что построила едва ли не целый микрорайон в городе. Старшеклассница радуется тому, что семья переехала в Вока, теперь она может говорить по-эстонски со своими одноклассниками - в Нарве этого не получалось. Кто-то вырос в детдоме, а кто-то сидел в тюрьме... Все это и есть настоящая жизнь. 

Участники постановки не играли, они жили на сцене.
Участники постановки не играли, они жили на сцене. Фото: Ilja Smirnov / Põhjarannik

Дать слово каждому из сотни человек - та еще задача для постановщиков, ведь всем хотелось поделиться воспоминаниями или мыслями, но иногда одежда или предмет, который они держали в руках, говорил больше слов. Например, строительный молот или книга, или детская игрушка... Именно по этим мелочам герои легко запоминались и узнавались в дальнейшем. 

В Эстонии появилась еще одна национальность - нарвитяне.

Александр Дусман, лидер Круглого стола национальных меньшинств

Во второй части артистам задавали вопросы - простые и сложные, смешные и такие, которые невольно вызывали слезы: "Почему вы не можете выучить эстонский язык?", "Поддержали бы вы своего ребенка, если бы он оказался гомосексуалистом?", "Вы находитесь в активном поиске партнера?", "Кто из вас изменял партнеру?", "Кто хоть раз намеренно уходил от уплаты налогов?", "Болели ли вы раком?"...

На экране сцены - зеленый круг, где отражаются графики статистики, которую творят находящиеся на сцене люди. Поэтому кажущаяся неразбериха на сцене в голове упорядочивается: зрители видят график, иллюстрирующий тот или иной аспект происходящего.

Не всем легко ответить на "больной вопрос", поэтому в такой момент свет на сцене погасили, люди отвернулись, а при ответе "да" включали фонарики. Огоньков было то мало, то много, но на вопрос: "Кто нашел способ смотреть российское телевидение?" - фонарики зажгли 99 участников.

Действо заставило размышлять

Участник постановки Алексей Непримеров (39) сказал, что в этой "авантюре" ему понравилось абсолютно все - репетиции, встречи, происходящее на сцене и в зале.

- Ноябрь - самый отвратительный месяц в году, 2022 год тоже отвратительный, - резюмирует он. - Думал, что нынешний ноябрь будет самым худшим в моей жизни, но "Римини протокол" кардинально изменил ощущения - не только я, но и все участники в восторге от этой работы. Меня особенно тронуло то, что в зале видел много слез - зрители рыдали, особенно когда задавались вопросы, связанные с жизнью и смертью. На всех вопросах, связанных с жизнью и смертью.

Чаще всего Алексея, как и его коллег по сцене, знакомые горожане спрашивали, режиссировал ли кто-то их ответы.

- Нет, все отвечали так, как хотят, - утверждает он. - Не могу сказать, насколько каждый был искренен, это на их совести.

Продюсер "Vaba Lava" Рене Абрамсон подтвердил: "Присутствовав на всех репетициях, могу сказать, что никто не учил артистов, что говорить и как голосовать. Во-первых, потому что видел, как иногда менялись мнения - например, сначала на вопрос "Хотели бы вы жить в СССР?" было намного больше "да", чем на последнем спектакле. Во-вторых, невозможно удержать в тайне манипулирование, когда заняты сто человек из народа - в любом случае бы информация уже просочилась".

Рене добавил, что для него было больше всего приятно, что эстонцы, которые приезжали на спектакль из разных мест, аплодировали, иногда даже стоя - за честность, когда нарвитяне отвечали на трудные вопросы. Например, про русскую культуру или памятники. "Они относились с уважением к мнениям людей", - делает он вывод.

Лидера Круглого стола национальных меньшинств Александра Дусмана поразило, что люди, далекие от сцены, стали настоящими артистами.

- Столько дней подряд на сцене нелегко даже профессионалам, - рассуждает он. - Был на последнем спектакле, накал ничуть не угас. Насколько люди искренне отвечали, не знаю, но если так, то это тоже поразительно. Конечно, самые острые вопросы не были заданы напрямую, но из ответов можно понять, что думают нарвитяне, что их волнует. После всего у меня родилась мысль: в Эстонии появилась еще одна национальность - нарвитяне. Честь и хвала режиссерам!

Комментарии
Copy
Наверх