Cообщи

В войне с памятниками полиции помогают видеокамеры

Copy
Руководитель Нарвского отделения полиции Индрек Пюви (слева) и старший прокурор Гюнтер Коовит говорят, что публичной демонстрации символов агрессии в регионе стало меньше, так как люди осведомлены о возможном наказании за это.
Руководитель Нарвского отделения полиции Индрек Пюви (слева) и старший прокурор Гюнтер Коовит говорят, что публичной демонстрации символов агрессии в регионе стало меньше, так как люди осведомлены о возможном наказании за это. Фото: Ilja Smirnov / Põhjarannik

Полиция использует для выявления связанных с памятниками провокаций и актов вандализма видеокамеры, которые устанавливаются в разных местах, исходя из оценки риска.

6 декабря Вируский уездный суд признал одну нарвитянку виновной в осквернении памяти умерших. 27 августа этого года бдительные граждане сообщили, что на лицевой части памятника павшим в Освободительной войне на кладбище Нарвского гарнизона в центре дубового венка нарисована буква Z красного цвета, а сзади - также красная буква V. Сами по себе буквы не запрещены, но в контексте событий они больше похожи на символы. Оба символа означают агрессию России против Украины, и по указанию Вируской окружной прокуратуры полиция возбудила уголовное дело.

Деяние было записано

Следствие установило, что деяние совершила проживающая в Нарве женщина, но она не признавалась в своем проступке. Дело завершилось согласительным производством после того, как женщина ознакомилась с материалами дела, из чего также явствовало, что ее действия у памятника павшим в Освободительной войне 19 августа были засняты видеокамерой.

Это был не случайный взгляд камеры, полиция установила ее рядом с памятником исходя из своих оценок угрозы. Всего тремя днями ранее правительство перенесло танк-памятник и другие красные памятники из Нарвы, и можно было ожидать провокаций против символов независимости Эстонской Республики.

- Мы каждый день следим за тем, что происходит у памятников. На этот раз мы действовали правильно, и камеры видеонаблюдения оказались в нужном месте в нужное время, - сказал руководитель Нарвского отделения полиции Идаской префектуры Индрек Пюви.

Старший прокурор Вируской окружной прокуратуры Гюнтер Коовит сказал, что после переноса нарвского танка этот случай пока единственный, когда человек был подвергнут уголовному наказанию в связи с памятниками или символами. При этом прокуратура и суд истолковали данное деяние как осквернение памяти умершего, за которое в случае признания виновным может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком до года. Суд назначил наказание в виде четырех месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в полтора года.

По словам Индрека Пюви, помимо этого уголовного дела в этом году в рабочем регионе Нарвского отделения полиции было зарегистрировано 18 случаев, связанных с вандализмом в месте расположения памятников, рисованием символики или демонстрацией символов агрессии. "Эти случаи обычно совпадают с какими-то событиями. Каждый год возникают одни и те же проблемы", - сказал Пюви.

По его словам, в соседнем государстве насчитывается более десяти праздников, связанных с армией Российской Федерации, а еще 9 Мая и другие праздники, в преддверии которых полиция должна быть бдительна. "Во все эти дни есть риск, что где-то что-то намалюют".

В апреле этого года вступила в силу поправка к закону, которая также предусматривает ответственность за поддержку и оправдание международного преступления. Именно на этом основании в Эстонии запрещено демонстрировать в публичном пространстве символику, оправдывающую российскую агрессию или связанную с пропагандой войны. К таким символам относятся российский флаг, георгиевская лента и буква Z.

Отношение полиции стало строже

По словам Индрека Пюви, в таких случаях не всегда наказывают, а пытаются объяснить и понять цель поведения человека. "Однако с течением времени мы более жестко относимся к этим случаям. Осведомленность людей должна была уже настолько повыситься, что предупреждение уже неактуально, и сейчас мы выписываем штрафы за публичную демонстрацию российского флага или георгиевской ленточки", - сказал он.

Точно так же полиция следит и за тем, что происходит в интернете. "Люди часто не понимают, чем они делятся. Они пересылают сообщения и фотографии агрессора в открытых социальных сетях и тем самым становятся разжигателями вражды. Однако, как правило, эти посты удаляются после того, как мы обращаем на них внимание", - добавил Пюви.

По оценке полиции, в случае использования запрещенной символики или актов вандализма выделяют три основные группы риска: люди старше 40 лет, которые всю жизнь прожили под влиянием пропаганды и которых трудно переубедить, затем молодежь, чей дом сильно находится под влиянием путинской пропаганды и чей круг общения вне дома не очень широк. Третья группа - это всякие тусовщики, которые набираются смелости, возникают какие-то агрессивные мысли и хотят что-то доказать своим друзьям.

- Но среднестатистический житель Нарвы не слишком зацикливается на этих нарративах, скорее, иногда попадают под влияние пропаганды. К счастью, с течением времени это происходит все реже, - сказал Индрек Пюви.

В завершающемся году самое сложное время в нарвском регионе, по его словам, было связано с ростом напряженности со стороны России в апреле и мае, когда отмечалось 9 Мая, и в августе-сентябре, когда напряженность усилилась из-за переноса нарвского танка и других красных мемориалов. "Теперь, скорее, спокойно. Никто не хочет неприятностей в своем доме, все хотят жить по-европейски и мирно. Напряженность растет, когда кто-то что-то затевает", - сказал Пюви. 

Фото статьи
Фото: Politsei

Осквернение памятника повлекло за собой уголовное наказание

На этом памятнике павшим в Освободительной войне символику агрессии нарисовала одна нарвитянка, сделавшая это через три дня после переноса танка-памятника. Однако ее быстро поймали, так как полиция заранее установила у памятника видеокамеры.

Поправка к закону, принятая в апреле этого года, гласит, что публичная демонстрация символа, связанного с совершением акта агрессии, геноцида, преступления против человечности или военного преступления таким образом, который поддерживает или оправдывает эти действия, наказывается штрафом в размере до трехсот штрафных единиц или арестом.

Наверх