ИНТЕРВЬЮ С ПЕРВЫМИ НОМЕРАМИ "Isamaa" хочет напомнить Ида-Вирумаа, для чего было создано эстонское государство

Copy
Хендрик Агур обращает внимание на следующий факт: в Конституции ясно сказано, что эстонское государство было создано для сохранения эстонского народа, языка и культуры.
Хендрик Агур обращает внимание на следующий факт: в Конституции ясно сказано, что эстонское государство было создано для сохранения эстонского народа, языка и культуры. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Первый номер "Isamaa" на выборах в Рийгикогу в Ида-Вирумаа, директор Кохтла-Ярвеской гимназии Хендрик Агур признается, что не собирается идти в Рийгикогу, но хочет поддержать политическую партию, в которой национальные ценности стоят на первом месте.

- Каковы три основные причины, по которым избиратель в Ида-Вирумаа должен проголосовать за вас, и как это может улучшить его жизнь?

- Думаю, что в Ида-Вирумаа есть люди, которые хотят поддержать ценности и национальные интересы "Isamaa". Я даю им возможность для этого.

Я сказал, что даже если получу голоса для прохождения в Рийгикогу, я туда не пойду, а все равно буду продолжать работать в Кохтла-Ярвеской гимназии. Я не отступил. Я оставляю некоторую оговорку на случай, если количество голосов будет ощутимо огромным и необходимо будет взвесить все "за" и "против".

Или если здесь вместо меня в Рийгикогу пройдет человек с другим результатом, то и тогда я все-таки совершу доброе дело тем, что помог людям с такими ценностями представлять "Isamaa" в Рийгикогу.

- ...или своими голосами помогли "Isamaa" по всей стране преодолеть избирательный порог?

- Да. Это может быть и так. "Isamaa" находится в худшем положении среди политических партий в Ида-Вирумаа.

- Почему так получилось, что от этого округа не было получено ни одного мандата на нескольких выборах в Рийгикогу подряд?

- Потому что население в основном не говорит по-эстонски и не разделяет эти ценности. Значимость национальности не дошла до многих людей.

- В Ида-Вирумаа проживает около 25000 эстонцев. Этого хватило бы, чтобы получить немало мандатов, но, похоже, большая часть их голосов досталась другим партиям.

- Возможно, не хватило убедительных кандидатов. Это были хорошие люди, но не было никакой другой связи с Ида-Вирумаа, кроме как приехать сюда будучи известным человеком, чтобы получить голоса. Это немного фальшиво и не говорит о том, что Ида-Вирумаа на самом деле не представлен идавирусцами.

- Вы сами тоже не совсем житель Ида-Вирумаа, все равно появляетесь на публичных мероприятиях в кафтане мулька.

- Я и буду ходить в кафтане мулька и не собираюсь носить национальную одежду Люганузе, но по-прежнему считаю себя мульком-идавирусцем. Мульк, заботящийся об Ида-Вирумаа. 

3 МЫСЛИ

  • С точки зрения эстонскости ситуация в Ида-Вирумаа сейчас улучшается.
  • Очень приятно, когда все больше гимназистов заявляют о том, что собираются стать учителем. Раньше такого не было.
  • Если все же сейчас нужна сланцевая электроэнергия, то дайте ей дорогу. Нет нужды в этой фальшивой морали, чтобы стрелять себе в ногу.

- Уже 25-30 лет говорят, что в Ида-Вирумаа нужно больше эстонскости. Что именно это означает и в чем оно должно выражаться?

- Простой и реальный пример. Этим летом только два смешанных хора из Ида-Вирумаа хотят поехать на праздник молодежной песни. Один из Кохтла-Ярвеской гимназии, другой из Нарвы. Где остальные смешанные школьные хоры? Давайте заглянем в Конституцию. Для чего создано эстонское государство? Для сохранения народа, языка и культуры Эстонии.

- Так где дирижеры? Хирво Сурва, Хели Юргенсон и другие из Ида-Вирумаа уехали в Таллинн, а сюда никто не едет.

- Потихоньку дело движется. Смешанный хор гимназии Кохтла-Ярве возник потому, что, несмотря на то, что в маленькой школе сложно создать хор, люди сумели это сделать.

Думаю, что ситуация в Ида-Вирумаа с точки зрения эстонскости улучшается. Этому также в значительной степени способствует переход на эстоноязычное образование. Все более важными становятся вопросы о том, как здесь соседствуют две национальности и какое у них взаимопонимание, понимают ли люди, в какой стране они живут и почему важен эстонский язык. Я думаю, что в Ида-Вирумаа все больше и больше до многих неэстоноязычных людей начинает это доходить.

- В течение 30 лет после восстановления независимости "Isamaa" довольно долго находилась у власти в различных коалициях в Эстонии. Почему же вы, как номер один в этом регионе от "Isamaa", вынуждены до сих пор говорить о том, что в Ида-Вирумаа мало эстонскости?

- Я думаю, что просто не хватало выносливости или результативности.

Ведь чтобы остаться в Ида-Вирумаа, нужна более глубокая убежденность или даже мужественность. Не только чтобы личная карьера человека лучше процветала и блистала. Например, тот факт, что каждый понедельник автобус с учащимися из Ида-Вирумаа отправляется из Йыхви в гимназию Ныо и возвращается обратно в пятницу, свидетельствует об отсутствии доверия к Ида-Вирумаа и здешним гимназиям.

- В течение четырех лет одним из главных обещаний предвыборной программы "Isamaa" в этой области было создание мотивационного пакета для Ида-Вирумаа. В чем его суть?

- Это проявляется в сфере образования. Значимость профессии учителя повысилась и в целом по стране, и особенно в Ида-Вирумаа, если посмотреть на коэффициент заработной платы 1,5. Это и есть конкретика. В здешние школы приходят более деловые люди.

Очень мощно действует министр образования Тынис Лукас. Возьмем, к примеру, его решение о государственной опеке школ волости Люганузе. Уровень знания эстонского языка у выпускников русской основной школы Кивиыли очень низкий. Государственный статус поможет сделать эту школу более эстоноязычной и проэстонской.

- Как сделать переход к изучению эстонского языка максимально эффективным? Пессимисты говорят, что учителей вообще негде взять, другие считают, что они есть, но их недостаточно. Что вы думаете, исходя из своего опыта?

- Ситуация для Ида-Вирумаа на данный момент очень благоприятная. Это было моей давней мечтой, чтобы государство ясно давало понять: профессия учителя - нужная и ценная. Мне очень приятно, когда все больше гимназистов заявляют о том, что собираются стать учителем. Раньше такого не было. Пройдет три года, и они станут работать учителями.

- Вам как директору школы стало легче находить учителей?

- На собственном примере я еще этого не ощутил. У нас также прошла смена учителей. Квалификационные требования возросли и стали более конкретными. Учителя этим очень довольны. Если учитель не имеет необходимой квалификации, он не будет получать более высокую зарплату.

Предвижу, что счастливый период еще впереди. Нашу кампанию по набору учителей мы пока держим в тайне.

- Поступали ли от руководителей школ из других уголков Эстонии гневные вопросы - мол, почему вы привлекаете моих хороших учителей более высоким коэффициентом заработной платы?

- Теперь этот коэффициент не настолько головокружительный, чтобы все сюда валом валили. Но приток ощутимый, без него было бы сложней.

- Что, кроме зарплаты, еще нужно учителям, чтобы остаться в Ида-Вирумаа?

- Прежде всего социальная структура.

- Что вы имеете в виду?

- Если шутя, то своеобразную контору сватовства. Если молодая учительница - 23-24-летняя девушка - приезжает сюда из другого конца Эстонии полная бодрости и оптимизма, то она обычно быстро осваивается в школе и пользуется популярностью среди учеников и коллег. Но когда она выходит за порог школы... Только очень сильные люди могут удачно адаптироваться в чужом городе. И вот она отправляется в свою квартиру и запирается там. Опыт Кохтла-Ярвеской гимназии показывает, что обычно они выдерживают один-два года и все равно уходят. Они не становятся домашними, приходит моральная усталость. Можно пойти в спортзал, пробежаться по лесу, но сложнее найти спутника жизни.

Если одновременно сюда придет больше преподавателей, а также молодых людей в других сферах деятельности, то они начнут больше общаться друг с другом. А если приезжает семья или пара, то шансы остаться намного выше. Они лучше справляются и находят единомышленников.

Многое также зависит от позиции местного самоуправления. В настоящее время Йыхви в любом случае имеет преимущество перед Кохтла-Ярве. Здесь находится целый учебный городок, рядом с которым есть центр "Парги" и концертный зал. Йыхви более привлекателен для молодежи. А вот Кохтла-Ярве следует искать и осмысливать свои ценности, чтобы учителю захотелось приехать и жить там. Еще труднее предположить, что кто-то купит или построит в Кохтла-Ярве свой дом.

- По вашему опыту, как изменилось отношение русскоязычных семей к обучению на эстонском языке?

- Я чувствую, что появляется все больше и больше понимания. По сравнению с первым годом желающих протестовать гораздо меньше. К нам пришли учащиеся, которые хотят учиться на эстонском языке, хотя у них и была возможность поступить в гимназии Ида-Вирумаа с русским языком обучения. В настоящее время существует атмосфера, поддерживающая эстонский язык и настроения.

- А русских учащихся, выбравших Кохтла-Ярвескую гимназию, могло быть значительно больше?

- Да. Мы пришли к истине, что некоторые ученики выбрали более легкий путь и ушли туда, где они еще могут учиться на русском языке. Мы тоже как-то выходили с идеей, что могли бы обучать математике, например, на русском языке, но мы придерживаемся принципа, что не можем себе это позволить.

Кроме того, необходимо учитывать административное деление Кохтла-Ярве. Большинство молодых людей, проживающих в Ахтме, скорее пойдут в гимназию Йыхви, которая находится в паре километрах от них, чем будут ездить в гимназию Кохтла-Ярве, хотя есть и такие. 

- После того как вы стали директором Кохтла-Ярвеской гимназии и серьезно подняли вопрос о том, что местные основные школы не в состоянии преподавать эстонский язык русскоязычным ученикам на уровне, необходимом для обучения в гимназии, ситуация улучшилась или все еще утверждается, что, мол, с языковым образованием все в порядке?

- В городской управе больше нет людей, которые это говорили. Я очень рад, что в Кохтла-Ярве сменились и директора основных школ. Очень сильно изменилось и отношение. Если взглянуть на самоанализ школ, то, например, в Славянской основной школе с 2019 года все больше и больше внедряется языковое погружение, все больше и больше предметов преподается на эстонском языке. Это вовсе не потому, что я поднял эту тему, просто школы все больше начинают понимать эту необходимость.

- Одно дело язык, а другое дело - как, например, преподают историю Эстонии, каково вообще отношение к эстонскому государству.

- Я думаю, дело сдвинулось к лучшему. Несколько лет назад действительно был такой случай, когда мы знакомили с направлениями деятельности Кохтла-Ярвеской гимназии, директор одной из школ спросила: действительно ли у нас в гимназии обязательное обучение основам государственной обороны? Когда я ответил утвердительно, она сказала: "Ужас!".

- "Isamaa" пообещала в своей предвыборной программе, что намерена потребовать от граждан России и других враждебных стран заполнять декларацию о лояльности, и если это не будет выполнено, их разрешения на проживание и работу будут аннулированы. Как это будет выглядеть по существу?

- Честно могу сказать, что это одно из обещаний "Isamaa", на которое я затрудняюсь дать ответ.

- Это правильно или неправильно?

- Считаю направление правильным, хотя не совсем уверен, что приемлемо его реализовать в таком духе. Однако я полностью разделяю позицию о том, что граждан России нужно лишить права голоса на местных выборах. Это, может, звучит очень резко, но…

- Какой аргумент можете привести?

- Если не ошибаюсь, в выборах президента России в Эстонии приняли участие 28 тысяч избирателей, 94 процента из которых проголосовали за Путина. Это само по себе аргумент. Если те же люди пошлют своих представителей в органы местного самоуправления, то они будут представлять ведь те же взгляды, вплоть до того, что могут косвенно через выборщиков повлиять и на выборы президента Эстонии.

- Если "Isamaa" говорит о поддержке и сохранении эстонской нации, культуры и эстонского языка, и в то же время говорится о том, как важно, чтобы и русскоязычные люди были патриотами Эстонии, то разве они иные патриоты, не как эстонцы? Какова позиция "Isamaa": есть ли у русских шанс стать эстонцами, если они захотят?

- Естественно. Это вопрос позиции и настроя. Это ведь не проблема, если чьи-то мать и отец неэстонцы. Важно то, кем человек себя считает. Мне нравится этот термин, когда человек говорит о себе, что он русскоязычный эстонец.

- Считаете ли вы, что у сегодняшней русскоязычной молодежи кризис идентичности, когда она не совсем понимает, частью какой общности она является или хотела бы быть?

- Помню, несколько лет назад, когда Виктория Ладынская написала книгу "Мой Ласнамяэ", по моему мнению, это поколение и немного моложе ломали голову над вопросом своей идентичности. Но мне кажется, что сейчас у людей, достигших совершеннолетия три-пять лет назад, такого уже нет.

Эстония, наконец, сумела так хорошо объяснить свою идентичность, что, я думаю, у сегодняшних молодых людей больше нет этих проблем. Я вижу это на примере нынешних гимназистов, когда разговариваю с ними.

- Одна из проблем, которая мучает Ида-Вирумаа, заключается в том, что если мы хотим, чтобы врачи, полицейские, учителя и представители других важных сфер жизни приезжали сюда работать из других мест Эстонии, то им, чтобы хорошо справляться с работой, все равно нужно в какой-то степени знать русский язык. И это может быть помехой. Как решить эту проблему?

- Мне кажется, что полиция справилась с этим хорошо. Здесь кадры подобраны очень удачно. На мой взгляд, русскоязычные люди становятся все более толерантными к эстонскому языку.

- Как вы ладите с другими директорами школ в Ида-Вирумаа, ведь школы сейчас тоже конкурируют друг с другом?

- С интересом слежу за процессом преобразования Силламяэской гимназии, в лучшем смысле этого слова. Это же не секрет, что там было, по сути, только русскоязычное образование, и я с интересом наблюдаю, как все это меняется. Также интересно наблюдать за этим преображением в двух государственных гимназиях Нарвы.

Но с директорами у меня очень хорошие отношения.

- На что бы вы хотели обратить внимание своей партии? Какие дыры, которые до сих пор оставались незамеченными, еще нужно залатать в Ида-Вирумаа?

- Тенденция в образовании сейчас очень хорошая. Возможно, следует уделить больше внимания внутренней безопасности. Хоть я и не эксперт в энергетике, но думаю, что здесь нужно быть более гибким. Если сейчас энергетический кризис, то не стоит судорожно цепляться за этот "зеленый переход". На данный момент все вокруг приспособилось: если все же сейчас нужна сланцевая электроэнергия, то дайте ей дорогу. Нет нужды в этой фальшивой морали, чтобы стрелять себе в ногу.

- В своей программе "Isamaa" также обещает вывести государственные учреждения из Таллинна в регионы. Что сюда можно было бы перевести?

- Здесь нужно действовать в разумных пределах. Просто технический перенос офисов не дает нужных результатов.

А вот размещение таких государственных учреждений, как государственные гимназии, тюрьмы и т.п., - этого на самом деле вполне достаточно. Но развитие жизненно важных видов деятельности на местах привело бы сюда и людей.

- Что касается пособий, "Isamaa" хочет, в дополнение к пособию для большой семьи, освободить от подоходного налога по 5000 евро в год за каждого ребенка. Зарплату учителей довести до 125% от средней, повысить зарплаты спасателям, полицейским, тренерам, руководителям кружков по интересам и т.д. Так кому же вы обещаете зарплату ниже средней?

- Это правильное направление, что работники жизненно важных служб получают зарплату, которую они заслуживают, и я поддерживаю это.

- Да, но откуда взять деньги? В то же время вы говорите, что налоги на рабочую силу не повысятся и вы хотите снизить налоги на предпринимательство. Как-то не сходится.

- Фундамент всему - это, конечно же, развитие и стимулирование предпринимательства.

В Кохтла-Ярве как бы заложен фундамент промышленного парка, но там пока ничего не сделано, в Нарве также предпринимаются аналогичные усилия. Здесь государство должно прийти на помощь, привлечь сюда иностранных инвесторов. Но у меня нет окончательного ответа, кому снижать зарплату, а кому в то же самое время - повышать. 

Хендрик Агур прогнозирует, что наберет 1001 голос избирателей Ида-Вирумаа.
Хендрик Агур прогнозирует, что наберет 1001 голос избирателей Ида-Вирумаа. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

7 вопросов первым номерам

- Сколько голосов получит Хендрик Агур на этих выборах?

- Это может быть 1001 голос.

- А партия "Isamaa" в Ида-Вирумаа?

- 3000 голосов.

- Какой может быть средняя брутто-зарплата в Ида-Вирумаа через четыре года?

- 2800 евро.

- Сколько жителей будет в уезде через четыре года (в настоящее время 132000 человек)?

- Было бы хорошим достижением, если бы уровень остался прежним.

- Кого вы считаете самым влиятельным политиком в Ида-Вирумаа?

- Катри Райк. А потом - долгий участок пустоты.

- Какие наиболее важные события, повлиявшие на Ида-Вирумаа, произошли за последние четыре года?

- Нельзя никак обойти то, что происходит в сфере образования. Создание Кохтла-Ярвеской государственной гимназии. В Йыхви процесс пошел еще дальше. Создание двух государственных гимназий в Нарве, придание государственного статуса школам в Люганузе и Силламяэ - все это было очень позитивным.

Туризм получил очень заметное развитие благодаря туристическому кластеру и привлек внимание многих к Ида-Вирумаа как к привлекательному направлению. Рост положительного имиджа важен для Ида-Вирумаа, он был беспрецедентным.

- Какое ваше любимое место в Ида-Вирумаа?

- Мой любимый участок дороги - между Онтика и Тойла над прибрежным глинтом.

Мне также нравится район карьера "Айду". А куртнаские озера... Таких больше нигде нет, люблю там побродить. И, конечно же, нарвская "Венеция".

Мой любимый маршрут, который я когда-либо совершал, - это полет вдоль эстонской границы от Чудского озера до Нарва-Йыэсуу. Это довольно круто и серьезное испытание для нервов.

Наверх