/nginx/o/2023/03/13/15195929t1hdec5.jpg)
Из Ахтмеского попечительского дома поехали забирать жильцов Йыхвиского попечительского центра еще до того, как их попечитель прислал для этого официальное заявление. Объяснения не представлены по сей день.
В последний день января социальный работник Ахтмеского попечительского дома сообщил руководителю попечительского центра в э-письме, чтобы они подготовили четырех своих жильцов к переезду: на следующее утро из Ахтмеского попечительского дома приедут за ними, чтобы увезти к себе.
Речь идет о жителях Таллинна, официальным попечителем которых является управа городской части Хааберсти. В Йыхвиском попечительском центре они прожили от двух до четырех лет.
На следующее утро люди из Ахтмеского попечительского дома были на месте с транспортом, предназначенным для перевозки лежачих больных.
Йыхвиский попечительский центр увозить своих жильцов не разрешил.
- От их попечителя не поступило никакого официального сообщения. И так вести себя с людьми нельзя, - сказала руководитель попечительского центра Рита Леэмет.
Только к обеду пришло заявление социального работника городской части Хааберсти о прекращении договора об опеке над подопечными с 6 февраля. Четырех жильцов просили передать Ахтмескому попечительскому дому.
Каких-нибудь объяснений в этом заявлении, по словам Леэмет, не было.
Ахтмеский попечительский дом перевесил Йыхвиский
По оценке, составленной медсестрами и социальным работником Йыхвиского попечительского центра, состояние здоровья этих четырех человек может ухудшиться после перевода из знакомой им среды. С этой оценкой ознакомили также попечителя.
14 февраля работники социального отдела управы городской части Хааберсти приехали на место в Йыхвиский попечительский дом. Пообщались со своими четырьмя опекаемыми, проверили их документы.
По словам Риты Леэмет, единственная претензия касалась духоты в комнатах: старые окна были уплотнены на зиму и открыть их невозможно.
Ведущий специалист службы социальных услуг уполномоченного попечителя этих людей - управы городской части Хааберсти - Ли Карк сказала "Северному побережью", что они увидели несколько недостатков.
- На стенах облупилась краска, окна заклеены и в комнатах не хватает воздуха. У них могут, конечно, иметься большие планы, но за последние годы там ничего не изменилось к лучшему. Один подопечный выглядел как скелет, их семейный врач сказал, что все они недокормлены, - перечислила она.
В тот же день чиновники из Хааберсти посетили также Ахтмеский попечительский дом, где проживают два человека, опекаемых их городской частью.
- В Ахтме коридоры широкие, все чисто, там есть своя столовая, - сравнила Карк, которая полностью против того, чтобы попечительские дома закупали питание.
Рита Леэмет не согласна с претензиями, касающимися питания и прочего: "У нас кормят четыре раза в день и еда вполне приличная. Да, окна старые, но в этом году планируем поменять их. Просто сделать все сразу не в силах".
Жильцы выезжать отказались
Через два дня после того визита в Йыхвиский попечительский центр прислали новое письмо из Хааберсти, в соответствии с которым договор о попечении следует прекратить с 28 февраля. К тому времени просили подготовить людей, так как за ними приедут из Ахтмеского попечительского дома.
- За день до этого мы разговаривали с людьми, что их перевезут завтра в другое место. Кто-то заплакал, кто-то сказал, что уезжать не хочет - это было для них большим шоком, - сказала Рита Леэмет.
На следующее утро социальному работнику и руководителю по уходу из Ахтмеского попечительского дома не удалось убедить людей поехать с ними.
- Наши жильцы отказались ехать, а силой ведь увезти нельзя, - сказала Леэмет.
Ахтмеский попечительский дом до прошлой осени принадлежал городу Кохтла-Ярве. Затем его купил предприниматель в сфере недвижимости Аллан Мянд, и теперь руководителем учреждения под названием ТОО "A.M.V.K. Hooldusteenus" стал руководивший раньше Йыхвиским попечительским центром Артур Сепперн.
По словам Сепперна, инициатива по переводу этих четырех человек из Йыхви в Ахтме исходила от управы городской части Хааберсти.
- Спросили, согласны ли мы принять их к себе. Мы были согласны, - сказал он, что в Ахтме помещения намного просторнее, есть балконы и отдельные туалеты.
- В Йыхви устраивали перед нами цирк. Два раза мы ездили за людьми, заказывали медтранспорт - ведь это был для нас дополнительный расход. Мы не можем бесконечно держать места, желающих много, каждую неделю звонят по крайней мере пара человек. Из 132 койко-мест занято 130, так что четырех свободных мест больше нет, и эта тема сейчас снята с повестки дня.
Цена не является определяющей?
В Ахтмеском попечительском доме начиная с декабря место в двухместной комнате стоит 880 евро в месяц, в одноместной - 990 евро.
В Йыхвиском попечительском центре плата за место составляет сейчас 870 евро, а начиная с апреля будет 1000 евро в месяц.
В Ахтме можно получить скидку, если самоуправление помещает туда больше пяти человек. Сейчас там находятся два жителя Хааберсти, вместе с четырьмя из Йыхви их стало бы шесть.
- Нам предложили там ощутимую скидку, но она не была определяющей для нашего решения, - сказала Ли Карк.
То, почему за дело взялись не с того конца, то есть почему за людьми приехали из Ахтме еще до того, как попечитель подал для этого официальное заявление, так и осталось неясно.
Все хотят, на их взгляд, лучшего
Даже если в Ахтме не будет больше мест, Ли Карк хочет в любом случае перевести жителей Хааберсти из Йыхвиского попечительского центра в более хорошие условия.
- Вопрос только в том, куда и когда, - в ближайшее время она намерена приехать на место в Йыхвиский попечительский центр.
Письменных объяснений, почему это нужно сделать, попечительскому центру пока не представили.
У Йыхвиского волостного управления претензий к руководителю своего попечительского центра нет, подтвердила помощник волостного старейшины и председатель совета попечительского центра Ингрид Спитц.
Слова Ли Карк, будто руководитель попечительского центра повлияла на жильцов, чтобы те не ехали в Ахтме, она всерьез не воспринимает. "Я и сама разговаривала с ними, они действительно не хотят уезжать. Для привыкших за несколько лет жить в одном месте такие перемены тяжелы".