С точки зрения продовольственной безопасности эстонского государства ситуация становится еще более критической из-за того, что в позапрошлом году местным свиноводам удалось произвести на пятую часть меньше свинины, чем съели жители Эстонии. Остальное пришлось импортировать из других стран. Другими словами, в позапрошлом году самообеспеченность Эстонии свининой составляла 81%.
Департамент статистики пока не располагает данными за прошлый год, но, учитывая значительное сокращение поголовья свиней, это означает, что способность Эстонии обеспечить население страны местной свининой еще меньше.
Эстония находится в невыгодном положении и по многим другим видам сельскохозяйственной продукции: потребление превышает внутреннее производство. По данным Департамента статистики Эстонии, в 2022 году на эстонских полях было выращено менее двух третей картофеля, съеденного (а также посеянного) в Эстонии. Половину яиц пришлось импортировать, тогда как два десятилетия назад импортировалась лишь десятая часть. Две трети свежих овощей пришлось импортировать, причем за последние три года импорт постоянно увеличивался. Из фруктов и ягод - лучшего отечественного урожая за последние годы - большинство (88%) иностранного происхождения.
Конкуренция на общеевропейском рынке для местных фермеров усложняется различными субсидиями, которые в других странах обычно выше, а также субсидиями на государственную помощь, которые могут быть выплачены в условиях кризиса, говорит в репортаже Postimees глава Эстонской сельско-хозяйственной торговой палаты Антс Ноот. По его словам, учитывая обстоятельства - война в Украине и коронакризис - у Эстонии меньше возможностей для поддержки отечественных сельскохозяйственных секторов в сравнении с другими странами: "Это влияет на ситуацию с конкуренцией. Вот где собака зарыта".