/nginx/o/2023/06/14/15389396t1h6ac2.jpg)
Социал-демократ Эдуард Одинец, один из двух избранных в Ида-Вирумаа депутатов, находящихся в Рийгикогу в правящей коалиции, пытается объяснить, почему правительственная коалиция делает то, о чем не говорилось до выборов, а выполнение громких обещаний отложено на далекое будущее.
- Вы, как и почти все другие кандидаты, добивавшиеся голосов избирателей Ида-Вирумаа в предвыборной кампании Рийгикогу, в основном говорили перед выборами о том, как экологические налоги, уплаченные предприятиями Ида-Вирумаа, будут возвращаться уезду в гораздо большем объеме, чем раньше. Никаких упоминаний об этом мы в коалиционном соглашении не находим. Это уже позабытая тема?
- Это не позабытая тема. Мы должны понимать, что имеем дело с коалицией. Желания того или другого партнера могут не реализоваться.
- В чем вопрос? Кандидаты от всех трех коалиционных партий - Партии реформ, "Eesti 200" и соцдемов - в Ида-Вирумаа в один голос высказались об этом. По этому вопросу было стопроцентное единодушие.
- Здесь, в Ида-Вирумаа, да. Но у нас есть еще 14 уездов.
- Значит, вы не согласовывали это со своими партиями, просто выступали соло?
- Прямо так это тоже не было. Надо понимать, что предвыборная ситуация есть предвыборная ситуация. Все кандидаты ищут темы и дела. Соцдемам было легко, потому что мы давно занимались этой темой, мы не придумали это перед выборами. Но мы не смогли быть достаточно убедительными в этом вопросе во время коалиционных переговоров.
Мы, конечно, будем поднимать эту тему и в будущем. Но сейчас это действительно ни к чему не привело.
- Почему же тогда попали в коалиционное соглашение те темы, о которых до выборов никто не говорил, такие как повышение налога с оборота и подоходного налога, уменьшение семейных пособий...
- Социал-демократы были единственными, кто говорил об изменении налогов.
- Вы говорили о ступенчатом подоходном налоге, но то, что будет теперь, это нечто совсем другое. Ни соцдемы, ни Партия реформ, ни "Eesti 200" не говорили об этих налоговых изменениях.
- Когда начинаешь менять тот или иной налог, они затрагивают всю систему сбора налогов. Это сообщающиеся сосуды. Так и родилось такое решение в ходе коалиционных переговоров.
- Но это решение, о котором до выборов избирателям никто не говорил. Почему вы не говорили об этом?
- Мы не говорили об очень многих вещах.
- Но почему вы в первую очередь начинаете с того, что вы не обещали, а то, что обещали, откладываете на далекое будущее, например, возврат экологических платежей в Ида-Вирумаа?
- Потому что прогноз государственных финансов настолько плох. Чтобы содержать государство, нужно принять некоторые решения.
- Послушайте, вы ведь и раньше были в Рийгикогу, владели подробной информацией. Если вы не знаете, в каком состоянии находятся государственные финансы, то, извините, вы либо лжете, либо глупы. В последнем случае не имело бы смысла снова стремиться в Рийгикогу.
- Социал-демократы знали. Наша идея заключалась в том, чтобы изменить систему сбора подоходного налога и временно ввести налог на гособорону. После выборов за столом переговоров собрались три партии с разными идеями. Затем начали смотреть на более широкую картину. Вот как это происходит.
- И все-таки, почему вы перед выборами прямо не сказали, что мы повысим налоги и сократим пособия многодетным семьям, которые те же партии ввели только в конце прошлого года?
- Я могу говорить только за социал-демократов. Социал-демократы еще в декабре говорили, что, как только у нас будет возможность, мы изменим систему семейных пособий.
- Об этом сказал Индрек Саар, который больше даже не баллотировался в Рийгикогу.
- Он говорил от имени фракции. Именно это мы теперь и делаем.
- Вы говорили не о снижении семейных пособий, а об увеличении пособия на первого и второго ребенка до 150 евро. Но теперь ведь этого не будет.
- Нет.
- То есть вы уменьшите пособие семье с тремя детьми, но пособие на первого и второго ребенка не увеличите?
- Но этот разрыв все же станет меньше.
- Почему же тогда соцдемы проголосовали за повышение семейных пособий в декабре, если вы считали это неправильным? Это все же было здравым решением или кто-то соцдемов околдовал?
- В итоге мы поддержали этот законопроект, потому что вместе с ним также были повышены детские пособия и в несколько раз - пособие родителю-одиночке. Поскольку они принимались пакетом, мы не могли проголосовать против. В рамках этого пакета также значительно увеличили пособия многодетным семьям, и теперь мы их немного снижаем, чтобы сократить разрыв.
- Как можно серьезно относиться к вашим следующим инициативам после того, как вы сразу бросились менять только что принятый закон? Вы принимаете какие-то решения и через три месяца их отменяете. Всякое доверие пропадает.
- Согласен, согласен. Но это просто пришлось на время между выборами.
- Что вы имеете в виду?
- Одна коалиция сделала так, пришла другая коалиция - делает иначе. Если бы та же коалиция сохранилась, такого изменения, вероятно, не произошло бы. Власть сменилась, и новая власть пересматривает решения предыдущей власти.
Какие задачи должен выполнять представитель Ида-Вирумаа, которого назначит министр по делам регионов?
Эдуард Одинец: С одной стороны, это человек, который объясняет здесь в регионе, что и почему правительство делает или не делает. С другой стороны, он должен быть в хорошем смысле лоббистом региона в правительстве.
Министр по делам регионов Мадис Каллас сказал, что в настоящее время существует много различных пониманий о роли представителя Ида-Вирумаа. Я знаю Мадиса как очень основательного человека - он старается найти решение, подходящее для всех. Надеюсь, через пару недель станет ясно. Но у меня большие надежды.
Я думаю, что этот представитель, например, также будет человеком, который будет постоянно поднимать тот самый вопрос о возврате в уезд плат за загрязнение. Убеждать политиков и чиновников в министерствах, почему это необходимо. Он станет еще одним голосом Ида-Вирумаа в столице. В случае представителя важно, какие двери в госаппарате для него будут открыты. Мне кажется, что он может быть в должности вице-канцлера Министерства по делам регионов.
В то же время представитель мог бы также принимать жителей Ида-Вирумаа и выслушивать их проблемы, которые не были решены. Я сам когда-то выполнял такую работу как ида-вирумааский представитель министра народонаселения. Людям было важно, чтобы их кто-то выслушал - и некоторые вопросы мы смогли решить. Благодаря этому мы приблизили государственную власть.
- Перед выборами соцдемы распространяли по почтовым ящикам свой журнал, где очень подробно говорилось об обещаниях и намерениях. Эта тема нигде не упоминалась. Почему Эдуард Одинец не вывесил в Ида-Вирумаа плакаты "Изберите меня, я уменьшу пособия многодетным семьям и повышу налоги!"? В своем предвыборном журнале вы тоже замолчали неприятные темы. Почему?
- Потому что мы сами тоже не знали перед выборами, что придется повышать налог с оборота. Но поскольку мы получили так мало голосов, нам пришлось согласиться на некоторые вещи на коалиционных переговорах.
- Почему вы вступили в коалицию с партиями, которые делают вещи, которые вы не обещали и которые были для вас неприемлемы?
- В итоге все становятся приемлемыми. Но мы обратились к правительству, чтобы частично добиться того, что обещали. При формировании коалиции каждый старается максимально добиться своего, но и от чего-то приходится отказываться. Рождаются компромиссы, которые оставляют впечатление, что члены коалиции делают то, о чем они не говорили.
- Каковы победы соцдемов?
- То самое соглашение о минимальной заработной плате, которое было недавно заключено.
- Это соглашение также могут отменить через три месяца?
- Это не так просто. Если у нас будет та же правительственная коалиция, мы сможем сохранить это соглашение.
- Когда соцдемы подняли вопрос о повышении минимальной заработной платы на проходившем в Йыхви в начале года конгрессе, председатель партии Лаури Ляэнеметс подтвердил, что с этим связан еще один момент. Соцдемы пообещали начать выплачивать предприятиям пособие на выплату заработной платы, чтобы они могли платить работникам более высокую минимальную заработную плату, чем сейчас. Этот законопроект о зарплатном пособии вами также представлен?
- Законопроекта о зарплатном пособии нет.
- Они ведь должны были работать параллельно?
- Пособие на выплату заработной платы предусматривалось на случай отсутствия соглашения между работниками и работодателями. Если бы правительство в одностороннем порядке сразу и резко установило минимальную заработную плату в размере 1200 евро в месяц.
- Предприниматели Ида-Вирумаа уже заявили, что если минимальная заработная плата будет расти такими темпами, им придется начать сокращать рабочие места.
- В соответствии с нынешним соглашением, она будет повышаться меньшими шагами, чем предполагалось изначально. Соцдемы хотели сразу и много. Для смягчения этого шока и предназначалась эта поддержка бизнеса. Теперь решено, что повышение минимальной заработной платы будет происходить более плавно и на основе соглашения разных сторон. Именно поэтому и не упоминается о поддержке предприятий. Я думаю, что социал-демократы с радостью сделали бы это, но мы в коалиции, и вопрос в том, где на это взять деньги.
- Вопрос равенства браков важен для многих людей, и, как вы сказали в своем эмоциональном выступлении в Рийгикогу, это залог любви и счастья. Но опять же, это тема, о которой вы не очень громко говорили перед выборами и не писали об этом на плакатах. Но теперь вы первым делом взялись за это, что показывает: для вас это приоритет.
- Это было в нашей предвыборной программе, но мы не можем разместить на плакатах все, что написано на 42 страницах этой программы.
- Но это одна из первых тем, которой вы начали заниматься, придя к власти, а другие темы отодвинуты подальше, в том числе темы, связанные с Ида-Вирумаа.
- Мы занимаемся очень многими вещами. Мы делаем те вещи, по которым есть соглашение в коалиции и где есть текст законопроекта, с которым можно двигаться дальше. Те вещи, по которым нет договоренности или нет проекта и они еще обдумываются, рассматриваются и обсуждаются, конечно, потребуют времени. Этот законопроект о равенстве браков был готов еще несколько лет назад. Его достали из ящика стола и отправили в Рийгикогу. Если открылось политическое окно для его принятия, то почему мы теперь должны ждать с этим еще два или три года? Сделаем, и займемся следующими вещами.
Во время предвыборной кампании и невозможно говорить обо всем. Но могу подтвердить, что эта тема поднималась некоторыми людьми на предвыборных встречах на улицах и в агитационных палатках. Для социал-демократов это - тема, и мы этого не скрывали.
- Я, наверное, не ошибусь, предположив, что на этих встречах гораздо больше людей были очень обеспокоены высокой безработицей в Ида-Вирумаа.
- Да, об этом мы тоже говорили.
- Что вы планируете сделать для улучшения уровня жизни в Ида-Вирумаа?
- Из ида-вирумааских тем для нас очень важно, насколько быстро сюда приходят средства фонда справедливого перехода. Это проблема.
- Ни одного законопроекта не было представлено для решения этой проблемы?
- Для этого не нужен законопроект.
- Так что же нужно?
- Нужны правовые акты различных министерств, чтобы открыть меры. Скажу честно, я не доволен теми темпами, как это движется.
- Предприниматели также жалуются на огромную бюрократию, связанную с подачей ходатайств.
- Это сопровождается точно такими же правилами и бюрократией, как и во всех других европроектах. Если предприниматель раньше не ходатайствовал о европейских деньгах, для него это может быть неслыханным.
Проблема в том, что освоение всего этого фонда сильно ограничено по времени. И так издавна в Евросоюзе. Эстония не может принять местные акты до тех пор, пока не будут приняты верховные акты. Поскольку это совершенно новый фонд, другие страны также сталкиваются с той же проблемой. Вместе с тем сроки завершения проекта приближаются.
- Так какое же решение - сдвинуть сроки? Но в таком случае и ожидаемые результаты в виде рабочих мест придут позже.
- Точно. Попробуем как-то ускорить процесс. Девять-десять необходимых постановлений должны появиться уже в ближайшее время.
- В то же время особенно зеленое крыло соцдемов требует еще быстрее покончить со сланцевой промышленностью.
- Требуют не закрытия, а прекращения расширения.
- Однако такие сигналы все же тормозят развитие очень важной для всего Ида-Вирумаа отрасли экономики, а создание новой экономики идет очень туго. Как вы будучи председателем горсобрания Кохтла-Ярве чувствуете себя между двух огней?
- Надо быть честным, эти дискуссии даются нелегко даже внутри партии. Именно потому, что я как местный житель вижу ситуацию одним образом, а более-менее зеленое крыло - иначе. Случается, мы спорим. Мы также должны понимать, что когда-нибудь использование сланца должно прекратиться. Я согласен, что до этого надо предложить что-то вместо него. Как рабочие места, так и возможности развития для предпринимателей.