Мэр Нарвы Яан Тоотс: "Если ты честно делаешь свою работу, то даже преступники тебя уважают"

Илья Смирнов
, журналист
Copy
Яан Тоотс за рабочим столом мэра Нарвы.
Яан Тоотс за рабочим столом мэра Нарвы. Фото: Ilja Smirnov / Põhjarannik

Нарвский мэр, но тартуский депутат Яан Тоотс ушел в отпуск спустя месяц службы, но прежде успел рассказать об опасениях и надеждах. Он говорит, что будет принимать в Нарве исключительно хозяйственные, а не политические решения. Цену себе мэр узнает не на выборах и не от избирателей, а от депутатов городского собрания, чье доверие превыше народного. В интервью "Северному побережью" Тоотс также рассказал, как и где он выучил русский язык, на котором общается в Нарве довольно бегло. А еще бывший глава эстонской спецслужбы и начальник полиции объяснил, почему у него нет врагов ни на свободе, ни за решеткой.

- Как так получилось, что всего через месяц с небольшим после избрания на должность мэр Нарвы уходит в отпуск?

- Когда мне предлагали место мэра и мы это обсуждали, я сразу сказал, что могу заступить с 1 декабря. Все в городском собрании знали это. Но город не мог так долго быть без хозяина, поэтому меня попросили занять должность сразу. Так что я приступил к работе, сформировал команду городской управы, и уже есть вице-мэр, который меня замещает.

Нынешняя семейная поездка была в планах еще два года назад, отменить ее я не мог. Если бы был один, то отказался бы от нее, конечно, но у меня трое детей и они этого ждали. Так что я пошел в неоплачиваемый отпуск. Ничего страшного из-за этого не случится: вице-мэр на работе, я остаюсь на телефоне.

- Перед отпуском вы познакомились с нарвскими социальными домами. Как они вам показались?

- В общежитиях обстановка плохая и сами дома плохие, а в домах для детей все хорошо. Я посмотрел эти детские дома, которые очень красивые и хорошие, но в отношении них у Нарвы подписан договор сроком 25 лет с ужасными ценами: 43 тысячи горуправа платит за аренду в месяц, и отменить это никак. Вот такие здесь были раньше мэры.

CV ЯАН ТООТС (66)

  • Родился в Тарту 7 сентября 1957 года. Учился в Таллиннской средней школе №21, Таллиннском политехническом институте, прошел короткое обучение в Академии ФБР (США).
  • Трудовую карьеру начинал в 1981 году в структурах МВД Эстонской ССР, работал в автоинспекции, командиром эскортной группы, командиром батальона охраны важных объектов.
  • В 1990 году был по поручению главы правительства Эдгара Сависаара создателем эстонской спецслужбы и возглавлял ее до 1993 года. Затем до 1995 года возглавлял дорожную полицию и был первым заместителем директора Департамента полиции. В 1995-1997 годах - канцлер МВД. Покинул публичную службу в связи со скандалами и подозрениями в коррупции.
  • С 1997 года руководил разными крупными частными компаниями, такими как "Hansatee"/"Tallink", Таллиннский порт, Рижский порт, "Rotermann Grupp", "Transgroup Invest". По сегодняшний день связан с двумя компаниями по развитию недвижимости.
  • В 2011 году безуспешно баллотировался в Рийгикогу по Ида-Вирумаа в списке партии "Народный союз". С 2019 года - член Центристской партии Эстонии. В том же году и затем в 2023-м опять безуспешно баллотировался в Рийгикогу по Тартускому избирательному округу.
  • На сегодня является членом правления Центристской партии и одним из четырех заместителей председателя партии Михаила Кылварта. Председатель Тартуского партийного округа и депутат Тартуского городского собрания.
  • С 2022 года вел политическую подготовку к приходу на должность мэра Нарвы. Соответствующее официальное приглашение получил из Нарвского горсобрания в сентябре 2023 года, а 5 октября был избран на должность. Вступил в полномочия 19 октября, когда горсобрание утвердило предложенный мэром новый состав городской управы. Одновременно остается членом Тартуского городского собрания.
  • Тоотс женат, имеет пятерых детей. Супруга Эве Тоотс (49) - известная эстонская предпринимательница, владеющая и совладеющая множеством компаний, включая группу предприятий "Astri", представленных и в Нарве.

- У нарвской городской власти впереди очень сложный год, а то и два. Предстоят непопулярные решения о закрытии школ, о расставании с учителями без эстонского языка, в целом у города нехватка денег, а цены и тарифы растут.

- Напомню, что закрытие школ нам предстоит не из-за перевода обучения на эстонский язык. В следующем году у нас пойдут в первые классы на 480 учеников меньше - и с этого начинаются проблемы. Сейчас у нас восемь (муниципальных) школ, а в течение, я думаю, трех-четырех лет их останется шесть. Сейчас есть школа, где только 163 ученика, а есть школа, где учеников 918, но состояние ее очень плохое.

С детскими садами в общем такая же обстановка - не хватает детей. Недавно отправили ходатайство через правительство в государственный бюджет на 2024 год, чтобы Нарва получила деньги на новый детсад. Один детсад сейчас строится, но нужен еще один. Тут мы двигаемся, я считаю, в нормальном графике.

- О закрытии одной или двух школ в Нарве в последнее время регулярно говорят, но принять такое непопулярное решение власти пока не решались. В следующем учебном году это произойдет?

- В следующем году соединим две школы.

Недавно я был у министра образования - и мы ходатайствуем еще о деньгах на новую школу. Эти деньги мы получим от Евросоюза, но есть всем известное условие: Нарве надо освободить 7000 квадратных метров (в старых школьных зданиях). Сейчас мы посмотрим, какая школа будет освобождаться. Обсуждаем три или четыре варианта. В городском собрании такое решение должно быть принято в январе-феврале.

- Жители Нарвы одобрят это?

- Думаю, что одобрят, ведь взамен мы получим новую школу. Эстонское государство нам таких денег не сможет выделить из собственного бюджета, у самого города их тоже нет, сейчас всем очень тяжко.

- Вы достаточно железный человек, чтобы быть во главе непопулярных решений?

- Ну конечно. Я ведь в начале карьеры 22 года работал в системе МВД. Очень тяжелые были 90-е годы, когда случались и нападения и когда образовывалась эстонская спецслужба, которой я руководил. Трудных решений я принял много в своей жизни. Если ты людям все объясняешь, то они понимают.

- Как в нарвских школах и детсадах пройдет переход на эстонский язык?

- Будет очень трудно. Я особенно волнуюсь за учителей в детских садах, а в школах, надеюсь, мы перейдем более спокойно и поэтапно до 2027 года.

Думаю, мы в Нарве получим резервное время, чтобы учителя и помощники учителей получили еще один год. Сейчас наши учителя учатся - семь групп, и многие уже сдадут эстонский.

В молодости, когда мне было 29 лет, меня назначили начальником большого подразделения. Мне подчинялись шестьсот человек, из которых пятьсот были русскоязычные. Время было другое и жаловаться было некуда, так что я был вынужден изучить русский язык, и на это у меня ушло девять месяцев. Писать по-русски, честно говоря, трудно, путаю "ж" и "ш", а говорить могу. Последние пятнадцать лет я работал в таких компаниях, где хозяева русскоязычные, - Рижский порт, "Transgroup Invest" в Таллинне - и там многое на русском, так что приходилось говорить.

Язык можно изучить, особенно когда у тебя есть в нем нужда. Конечно, я понимаю нарвитян, которым практиковаться особо негде, но меня больше всего волнует молодежь, которой без эстонского не поступить ни в вуз, ни на работу. Я встречался здесь с молодыми, и они это понимают. С другой стороны, конечно, если наша молодежь не будет знать русский, то будет очень трудно делать бизнес с большим восточным соседом, когда нынешние трудные времена пройдут.

- Этот большой сосед у вас практически за окном. (Окна кабинета нарвского мэра выходят на Нарвский пограничный пункт. - И.С.) Для вас есть что-то новое в осознании присутствия русских буквально за спиной?

- Нет. Здесь в Нарве народ очень трудолюбивый, лишь бы ему дали работу. Я работаю над тем, чтобы сюда возвращалась разная промышленность. Нарва ведь всегда была промышленным городом, но в результате приватизации большие заводы и фабрики позакрывались. Я был на Кренгольмской мануфактуре на практике полтора месяца в 1978 году, когда учился в Таллиннском политехническом институте, и помню, что в то время там работали, если не ошибаюсь, 9000 человек… Так что если вы спрашиваете, как я сегодня чувствую себя в Нарве, то отвечаю, что нормально чувствую.

- Кроме Таллиннского политеха у вас за плечами обучение также в США, в Академии ФБР в 1994 году. Вы там изучали расследование серийных убийств.

- Туда меня направляли, когда я был генеральным директором эстонской спецслужбы. У нас была группа обучающихся из Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и еще каких-то стран.

- Столь специфическое образование сегодня помогает в чем-то?

- Той преступности, что была до 90-х, уже нет, убийств в Эстонии стало меньше, на смену им пришли белые воротнички и ИТ. Нас на тех курсах готовили к другому.

- С тех лет, когда вы возглавляли спецслужбу и потом руководили полицией, у вас остались враги на свободе или за решеткой?

- Если ты честно делаешь свою работу, то даже преступники тебя уважают - так оно было всегда. Это касается и тех, кто годами работали в уголовном розыске, хотя отдельные случаи бывают, люди всякие есть.

- В те годы ваша работа была связана конкретно с Нарвой?

- Мы были очень связаны с Нарвой. В 91-м году мы сюда направляли представителя правительства, когда были премьерами Эдгар Сависаар и Тийт Вяхи. Я помню, как мы в Нарве оставили мэром господина Владимира Мижуя, а потом при Тийте Вяхи получили указание найти другого человека мэром - и нашли Райво Мурда. Я тогда был здесь очень часто, и здесь было спокойно, была тишина, все работали. Сильный удар нанесла приватизация, когда иностранцы приватизировали наши большие предприятия и начали их закрывать.

- Это было ошибкой?

- Да, я считаю и уже тогда говорил, что ошибочно позволять приватизацию не нашим гражданам. Были государства, не сделавшие такую ошибку. Опытные капиталисты из других стран приватизировали здесь предприятия, чтобы не оставить себе конкурентов. На Кренгольме были хорошие фабрики, но шведы пришли и потихоньку все закрыли, с нарвским заводом "Балтиец" было то же самое. Хорошо хоть потом что-то восстановилось и сейчас тоже появляются новые производства, это меня радует.

- С чем в экономическом плане Нарва войдет в 2024 год?

- Очень трудный год будет.

- Труднее, чем этот?

- Точно труднее. Тарифы, цены, налоги поднимаются. Продукты, я думаю, подорожают процентов на пятнадцать. Нашим жителям будет трудно. В Нарве многие работают за минималку, так что хотя бы ее повышение будет для наших людей в радость.

- Что будет предпринимать мэр?

- Надо посмотреть, что мы можем делать, а что можем не делать, какие-то наши планы надо переносить на 2025-2026 годы. Например, не сможем себе сейчас позволить что-то отремонтировать.

- В изменениях текущего городского бюджета можно найти строчку о покупке новой машины для Нарвской горуправы. Может, на этом тоже сэкономить?

- Ну, так можно сказать обо всем. Может, мне тогда и шкафы из своего кабинета отдать в детский дом? И половину стола отдать? Вопрос - как тогда работать дальше?

С машиной проблем нет: сюда (в Нарву) я еду на личной, рабочие вопросы решаем на нашей маленькой "Рено". Та старая машина мэра, что мы сейчас продаем, так у нее 200 тысяч километров пробега, требуется ремонт, но я знаю, что при таком пробеге ремонт будет нужен постоянно. Продадим и возьмем в лизинг другую, мне все равно, какую.

- Вы наверняка болели за свой Тарту, когда он пять лет назад боролся с Нарвой за титул европейской культурной столицы. Сегодня для вас стало еще более очевидным, что в 2019 году жюри сделало правильный выбор в пользу Тарту, а Нарве еще надо поработать над собой?

- Нет, Нарва тоже была достойна этого титула, а решение было политическое.

- То есть несправедливое?

- Нельзя так говорить, это же демократия. Справедливо ли, что реформисты получили 37 мест в парламенте, а сейчас у них было бы приблизительно восемнадцать, если провести новые выборы?

Конечно, жалко, что Нарва не получила этот титул, но так тогда проголосовали. Мы будем ходатайствовать теперь снова, тем более что сейчас в Нарве по очереди появляются такие объекты, по которым видно, что мы хотим стать культурной столицей. Уже восстановили ратушу, но важно еще восстановить и Александровскую церковь. Нарва - это такое место, где люди жили еще до нашей эры, о чем говорят исследования и мне рассказывали археологи.

- Наверное, особенно приятно стать градоначальником настолько древнего города и войти в его историю? От этого у вас есть особая гордость за себя?

- Наверное, я здесь первый за тридцать последних лет, кто сказал, что хочет быть просто мэром, а не ловить голоса избирателей и выдвигаться кандидатом в депутаты. Хочу просто работать здесь. Сколько мне это будут доверять, столько и буду мэром.

- То есть в 2025 году вы не будете баллотироваться в Нарве?

- На выборах - нет, а если новый состав горсобрания захочет оставить меня мэром, то пожалуйста.

- Выборы - это хороший способ узнать цену себе и своей работе.

- Есть люди, кому это очень надо. Госпожа Катри Райк получила на выборах более 4500 голосов, пришла к власти, но потом оказалось так, как оно оказалось. Теперь я стараюсь делать работу по-своему. Меня пригласила фракция "Narva", с которой мы обсудили, что и как, они доверяют мне. Я же стараюсь работать так, чтобы это доверие сохранялось, и буду принимать в Нарве не политические, а хозяйственные решения - это две очень разные вещи.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх