Где-то в ида-вируской глухомани есть большая черная яма, куда утром спрыгивают чумазые русские мужики, целый день машут там кирками и добывают сланец. Вечером эти русские мужики, ставшие под землей еще чернее, вылезают из той ямы, злятся на беспросветную жизнь и тяжкий труд, и принимаются пить водку и ругать эстонское государство… И так изо дня в день.
Что там таить, еще и сегодня многие соотечественники именно так, как я описал выше, представляют себе житье-бытье и особенно производственную жизнь в Ида-Вирумаа.
К сожалению, вынужден признать, что представление о реальной жизни сланцевого края, связанной со сланцевыми шахтами и сланцевой энергетикой, с годами не сильно улучшилось.
Уничтожить или сохранить?
Нам известны некоторые причины, почему другие не так хорошо, как могли бы, осведомлены о жизни на востоке, а также о действительно происходящем в сланцехимическом секторе. Например, препятствием служит некоторая эгоцентричность занятых на производстве людей, неcколько самонадеянное мнение, что все и так знают. Мол, ну кто ж не знает о жизни сланцевой промышленности, считают погруженные в нее люди. Ведь среди родственников и знакомых наверняка найдется какой-нибудь шахтер или энергетик.
Сюда можно добавить невладение языками, а также меры безопасности, которые необходимы, но отпугивают заинтересованных лиц. Эти необходимые преграды, не позволяющие обычному экскурсанту просто пройти на химический завод, шахту или электростанцию.