Угрозу безопасности атомная станция несет не только прибрежным деревням, где стартап-предприятие "Fermi Energia" хочет построить станцию. Нам как маленькому государству надо учитывать воздействие на окружающую среду всей страны. Неопровержим тот факт, что вся Эстония является зоной опасности для атомной станции.
Следует добавить, что если встать у подножия радара, установленного Силами обороны в Ляэне-Вирумаа в Летипеа, то при ясной погоде можно увидеть одну из самых западных российских колоний - остров Суур Тютарсаар, расположенный всего в 40 километрах. В рапорте ядерной группы для радара Сил обороны указана 15-километровая буферная зона, но одно из мест для возможной атомной станции находится всего в двух километрах от радара. Неужто ядерные лоббисты, используя словесный салат, перенесут радар из Летипеа за деньги налогоплательщика? Во сколько это обойдется государству? Это еще одна потенциальная статья расходов, сумма которых неизвестна.
Мы должны говорить также о готовности. После начала Россией террористической войны в Украине были отмечены места общественных убежищ для населения, которые защитили бы нас от ракет и их осколков, но которые не помогут в случае ядерной опасности. У нас нет ядерных убежищ.
Любая подготовка к кризисам в порядке кампаний была актуальной всего несколько лет. Государству следует взглянуть на себя и посмотреть в глаза эстоноземельцам - осознаем ли мы, что, находясь рядом с агрессивным соседом, мы накапливаем для себя риски, готовности для разрешения которых у нас нет? Внешний образ государства versus реальность. Эстония рекламирует себя как чистую страну - мы "продаем" зарубежью нашу чистую природу, чистую еду, возможность спокойно отдохнуть от повседневной суеты. В то же время наша национальная амбиция как бы толкает нас быть лучше всех - обладать самой чистой природой, но в то же время хотеть крупных производств и сплошных вырубок. В стране нет адекватного количества ученых-ядерщиков, а также опыта, но тем не менее хотелось бы, так сказать, вместе с большими мальчиками поиграть в ядерное государство.