Несмотря на все недостатки, проект госбюджета на 2025 год одобрен финансовой комиссией Рийгикогу и прошел первое чтение в нашем парламенте. Я не могу предсказать большие препятствия самому важному закону года даже при окончательном голосовании, но это не означает, что формирование бюджета в этом году прошло обычно или без значительных событий в историческом плане.
Анвар Самост: Станет ли очередной непрозрачный госбюджет последним?
Поддержка модели государственного бюджета, которая с 2016 года была частично, а с 2020 года полностью изменена с основанной на расходах на основанную на деятельности, начала ослабевать. В этом году круг людей, критикующих бюджет, основанный на деятельности, как вводящий в заблуждение и непрозрачный, больше не ограничивается несколькими журналистами и бывшим министром финансов Айваром Сыэрдом. Впервые четко поставлен вопрос о том, кому нужен бюджет и пояснительная записка к нему в таком виде.
К критикам, считающим, что следует вернуться к модели, описывающей расходы и доходы государственного бюджета по их экономическому содержанию в классической форме, присоединилась большая часть парламентской оппозиции: члены фракций Центристской партии, "Isamaa" и EKRE. Этому способствовала неразбериха с деньгами, переносимыми из предыдущего финансового года, масштабы чего на протяжении нескольких лет росли, причины понятным образом не узнать, и где за 2023 год были обнаружены ошибки на сотни миллионов евро. Кроме того, выявление миллиардных бюджетных остатков, не использованных в предыдущем финансовом году, с каждым годом занимает все больше времени и даже сдвигается на вторую половину года вопреки закону. Таким образом, у нас нет полного представления о том, какие средства были фактически использованы министерствами в течение финансового года.
"Наиболее жесткую оценку основанной на деятельности структуре государственного бюджета дала канцлер права Юлле Мадизе, которая считает, что госбюджет на 2025 год в случае его принятия не будет соответствовать Конституции".
Анвар Самост, журналист
Отправить бюджет, основанный на деятельности, на помойку предложили бывший премьер-министр Таави Рыйвас из правящей Партии реформ и легендарный премьер-министр из той же партии Андрус Ансип вместе с не менее легендарным бывшим министром финансов и генеральным секретарем Хейки Кранихом.
О несоответствии основанного на деятельности бюджета потребностям реальной жизни говорит и отчет о финансировании образования, заказанный министром образования у Яака Аавиксоо, а точнее, сам факт того, что такой отчет пришлось заказывать отдельно. (Что поразительным образом не помешало в то же время министру образования, председателю "Eesti 200", принять участие в составлении проекта нового основанного на деятельности и потому непрозрачного государственного бюджета и направить его в Рийгикогу.)
На самом деле обещание снова сделать государственный бюджет более понятным и, по крайней мере, большей частью основанным на расходах, содержится в коалиционном соглашении, подписанном летом правительством Кристена Михала: "Государственный бюджет должен быть понятным и прозрачным. В пояснительной записке к государственному бюджету на 2025 год параллельно с бюджетом, основанным на деятельности, мы начнем публиковать бюджет, основанный на расходах. Затем мы примем решение о необходимости дальнейшего использования бюджета, основанного на деятельности, и об изменениях при составлении бюджета".
Хорошо.
Наиболее жесткую оценку основанной на деятельности структуре государственного бюджета дала канцлер права Юлле Мадизе, которая считает, что госбюджет на 2025 год в случае его принятия не будет соответствовать конституции.
Канцлер права поначалу не обратилась в Госсуд с целью проверки госбюджета, оставив правительству возможность предпринять новую попытку лучшим образом учесть конституционное требование отражать в бюджете все доходы и расходы.
К сожалению, похоже, канцлеру права не удастся избежать этого шага, поскольку первое чтение государственного бюджета показало, что у представляющих Партию реформ министра финансов и председателя парламентской финансовой комиссии также появилось новое видение роли Рийгикогу и депутатов в этом процессе.
"...политическая собственная воля, которая доминирует там [в Рийгикогу], фактически не позволяет управлять финансами государства. И именно поэтому правительство является единственным, кто представляет бюджет, и именно поэтому такие пункты, которые ограничивают внесение изменений в бюджет, прописаны в законе", - заявил министр финансов Юрген Лиги на пресс-конференции правительства - максимально официально. О том, что это не было личным проблеском мысли министра, свидетельствует сделанное днем ранее в интервью ERR заявление главы финансовой комиссии Аннели Аккерманн о том, что Рийгикогу не компетентен детально заниматься бюджетом и лучше, если чиновники министерства будут решать, как тратить деньги налогоплательщиков.
Если Закон о государственном бюджете дойдет до Госсуда, который даст ему свою оценку, эти заявления, безусловно, будут использованы в качестве доказательства.