Необходимую для завода воду будут брать из водосбора реки Пуртсе, а потом в виде сточной воды направлять в море. Это заставляет тревожиться как трудившихся на благо реки защитников природы, так и владельца Силлаоруской гидроэлектростанции.
Влияние целлюлозного завода на реку Пуртсе тревожит больше всего
Анализируя влияние целлюлозного завода на окружающую среду, недостаточно проанализировали, как уменьшение объема потоков реки Пуртсе отразится на состоянии экосистемы, сказал проектный руководитель Эстонского центра природоохраны и эксперт Агентства окружающей среды по рыбной фауне Март Тальфельдт, что обеспечения лишь минимального объема потока недостаточно.
Станет ли в реке меньше воды?
В последние годы многое было сделано для улучшения состояния реки Пуртсе, указал Тальфельдт как на устранение загрязнения, так и на уборку плотин. "Государственная цель достичь хорошего экологического состояния реки Пуртсе через несколько лет стала бы реальной. Однако если из водной системы реки начнут забирать по 400 литров воды в секунду и не возвращать ее, а направлять напрямую в море, то возникнет новый фактор давления на реку", - усматривает он в этом противоречие государственным целям.
На такое же количество объема воды - 400 л/с - уменьшится поток в реке Пуртсе и на расположенном ниже по течению участке, где расположены как гидрометрическая станция Люганузе, так и водоотвод Силлаоруской ГЭС, сказал член правления владельца гидроэлектростанции ТОО "Koprapere" Яан Цернант.
Выданное "Koprapere" разрешение на специспользование воды обязывает обеспечивать у плотины электростанции направление определенного объема воды в рыбопровод, а также устанавливает, насколько большим должен быть объем потока ниже плотины. Если из-за заводского забора воды количество потока уменьшится, то в засушливые периоды осложнится как функционирование рыбопровода, так и выполнение условий разрешения на специспользование воды.
Как Тальфельд, так и Цернант считают необходимым более тщательно изучить влияние забора воды.
На стоке из разреза "Aidu" установят регулятор
Ведущий эксперт оценившего влияние целлюлозного завода "VKG" на окружающую среду "Hendrikson DGE" Юхан Руут сказал, что в контексте спецпланировки влияние водозабора было достаточно изучено и причин для нового исследования они не видят.
- По оценке также Департамента окружающей среды и Министерства климата, этого на нынешнем этапе достаточно. Правда, Департамент окружающей среды четко дал понять, что на следующих этапах для получения разрешений по окружающей среде необходимо будет больше данных и возможно, что потребуются также новые исследования, - отметил он.
Одним из этих следующих этапов станет проектирование регулятора на стоке из разреза "Aidu".
Регулятор нужен потому, что этот сток не обеспечит постоянно необходимого объема водозабора, а регулятор позволял бы во время половодья создавать запруду и в засушливые периоды использовать запасенную в разрезе воду.Из-за того самого регулятора нужно также более тщательно исследовать водозабор.
- Центру природоохраны такое решение подошло, с "Koprapere" дело сложнее, ведь с ними мы по-разному толкуем данные уже выполненных исследований, - обещал Юхан Руут в ближайшее время ответить на последние письма обоих.
По его словам, фоновая система реки Пуртсе очень сложная и восстановление реки с превращением ее в значимую лососевую реку потребует десятилетий. Насколько заводской водозабор смог бы увеличить этот срок и что важнее - этот срок или развитие экономики, предстоит взвесить государству, которое должно найти компромиссное решение.
Заводскую сточную воду нельзя, конечно, направлять в реку, ведь для сточных вод, которые разрешено спускать во внутренние водоемы, действуют строгие нормы. Значительно более строгие, чем в случае прибрежных водоемов.
По ночам шума не будет
Во вторник желающее построить целлюлозный завод ТОО "VKG Fiber" ознакомило со спецпланировкой и с прошедшими открытую экспозицию материалами отчета об оценке влияния на окружающую среду вместе с поступившими предложениями на двух собраниях. Если в Кивиыли задававшие вопросы сосредоточились только на тематике реки Пуртсе, то на мызе Аа присутствовали и те деревенские жители, которых волнуют дороги и шум.
Дом Эрле Сепп расположен всего в пяти километрах от будущего завода.
- Шум наверняка будет - станут ездить большие машины, складирование древесины на площадках тоже происходит ведь не тихо. И если для завода построят башню высотой 80 метров, то она тоже будет визуально мешать, - сказала она.
Для уменьшения шумового беспокойства выбрана далекая дистанция, то есть не менее двух километров от жилых домов, сказал руководитель "VKG" по развитию биопродукции Лаури Райд.
- Все оборудование установят в зданиях, единственным источником шума станет площадка для древесины, но там с одиннадцати часов вечера до семи часов утра никакой деятельности не будет.
Одну из трех дорог закроют
В расположенной в сторону моря части деревни больше всего озадачивает намерение закрыть одну из трех ведущих от шоссе в деревню дорог. Именно ту, среднюю, съезд с которой самый хороший.
- Два крайних съезда узкие и неудобные. Если средний закроют, то придется больше пользоваться другими, - сказала старейшина деревни Аа Хельми Сибритс.
Именно закрытие этой одной дороги считает главной проблемой жителей деревни и Лаури Райд.
- Людям это может не понравиться, но, на взгляд Департамента транспорта и государства, это разумно. Сейчас от шоссе Таллинн-Нарва на мызу Аа ведут три асфальтированные дороги, интенсивность движения на которых низкая. Государство не согласно бесконечно содержать все маленькие дороги, - объяснил он.
Закрытие именно этой дороги предпочитает Департамент транспорта и в контексте спецпланировки участка шоссе Хальяла-Кукрузе, которая изменит местоположение шоссе на этом участке.