/nginx/o/2025/01/22/16608484t1h4250.jpg)
RMK построил в Селисоо более пятисот запруд, чтобы затормозить отток воды и дать болотным симбиозам возможность восстановиться.
Раскинувшееся на территории Алутагузеской волости болото Селисоо начали восстанавливать еще три с лишним года назад, когда "Eesti Energia", выполняя одно из условий разрешения на добычу, заказала в Центре управления гослесами (RMK) закрытие осушительных каналов в восточной части болота.
В прошлом году RMK взялся за восстановление северной, западной и южной окраин болота Селисоо. Работы велись на площади триста с лишним гектаров, где к концу года построили 534 запруды и убрали валы у канав.
Запруды препятствуют оттоку воды, в результате чего по краям болота потихоньку начинают восстанавливаться болотистые леса и улучшаются условия обитания охраняемых видов.
Обновили дощатые дороги
- Это запруды разного размера и типа, - отметил руководитель природоохранных работ RMK Мярт Реха, что запруды построили не только во рвах, где велась добыча торфяных блоков, но и на канавах. - На канаве, выкопанной в конце 19-го века и начинающейся от болотного озера Суурлаугас, соорудили шесть грунтовых запруд с использованием геотекстиля, по самой длинной из которых - 43-метровой - проложили новую дощатую дорогу.
/nginx/o/2025/01/22/16608485t1hbda8.jpg)
Ликвидировали валы мелиоративных канав на протяжении примерно 10 километров. Канавы заполнили, сровняв с окружающей поверхностью, а также построили на них в общем 209 грунтовых запруд.
/nginx/o/2025/01/22/16608486t1h5137.jpg)
Реконструировано в общем 678 метров природной тропы, проходящей вокруг озера Суурлаугас, а поскольку поверхность воды в болотном озере повысят в результате проекта примерно на полметра, то новая граница воды в будущем станет местами доходить до природной тропы. Исходя из этого, немного приподняли часть существующей дощатой дороги.
Деятельность человека оказывала влияние два последних столетия
Раскинувшееся на площади 2051 гектар Селисоо - одно из старейших болот Эстонии, оно начало формироваться десять тысяч лет назад. Последние два столетия на него влияла деятельность человека.
- В 1920-1930 годах здесь начали вручную добывать торф, но часть канав вырыты еще раньше, они нанесены уже на карты конца 19-го века, - говорила специалист RMK по природоохране Хелен Туусти осенью прошлого года, когда только начинался второй этап восстановительных работ. Одна из таких старых канав начинается от болотного озера Суурлаугас или Сели. Говорят, что эту канаву велел выкопать мяэтагузеский барон, пожелавший осушить озеро Сели.
Сильный удар по Селисоо был нанесен в 1960-е годы, когда его окружили мелиоративными каналами, по сей день влиявшими на тамошний водный режим. Исчезновение воды угрожало топям Селисоо, являющимся важным местом остановки перелетных птиц.
В 2015 году был образован заповедник Селисоо, который тремя годами позже объединили с Алутагузеским национальным парком.
Как появился заповедник Селисоо
В апреле 2006 года тогдашний председатель Мяэтагузеского волостного собрания Вельо Кингсеп сказал, что идея заповедника Селисоо зрела у них уже долгое время. Итак, волость двумя руками была за, когда служба окружающей среды начала планировать там заповедник. Тем более что 250 гектаров его территории находились бы на территории горного отвода шахты "Estonia", для которого Министерство окружающей среды парой лет раньше выдало "Põlevkivi Kaevandamise AS" разрешение на добычу.
Под болотом залегают около 8,5 миллиона тонн сланца - это равнялось тогдашнему годовому объему добычи товарного сланца на шахте "Estonia", - от которых сланцедобытчик отказываться, конечно, не хотел. Ученые несколько лет исследовали, каким образом добыча сланца может повлиять на болото, и пришли к выводу, что она значительно снизила бы уровень грунтовых вод и необратимо повлияла на болотную экосистему.
Постановление о взятии Селисоо под охрану вышло еще летом 2013 года, а вступило в силу только осенью 2015 года. Более двух лет потребовалось на то, чтобы изменить разрешение на добычу и признать активный запас сланца пассивным.
Ведущий специалист Вируского региона Департамента окружающей среды по природоохране Марет Вилдак сказала тогда, что признание сланцевого запаса пассивным происходит очень редко и, следовательно, создание заповедника Селисоо явилось довольно редким событием.