:format(webp)/nginx/o/2025/01/27/16617560t1h52ae.jpg)
В музее-шахте в Кохтла-Нымме до ноября можно посмотреть выставку Эстонского национального музея "Lõige" - "Pазрез", отражающую историю шахтеров Ида-Вирумаа.
В музее-шахте в Кохтла-Нымме до ноября можно посмотреть выставку Эстонского национального музея "Lõige" - "Pазрез", отражающую историю шахтеров Ида-Вирумаа.
- Хотя выставка у нас временная, она могла бы стать постоянной, ведь она очень хорошо приспособлена к нашей среде, - сказала директор Эстонского музея-шахты Этти Кагаров на открытии выставки в прошедший четверг.
- Мы привезли обратно истории ваших людей, - добавила куратор выставки Терье Анепайо.
Название выставки "Lõige" - "Pазрез" - указывает на противоречивый шахтерский опыт северо-востока Эстонии, который можно рассматривать под разными углами зрения.
Pазрез - это большой карьер в сланцевой промышленности, который давал работу, но в то же время наносил ущерб окружающей среде.
Pазрез - это также физическая граница между Эстонией и Россией, появление которой после освобождения Эстонии стала поворотной точкой в жизни тамошних людей.
Постоянной эта выставка останется в Эстонском национальном музее, где истории работников шахт дополняют тематическую выставку "Paralleelilmad" ("Параллельные миры"), бросающую взгляд на истории жизни людей Эстонии во время Второй мировой войны и период после нее. "Параллельные миры" и стали толчком для сбора историй жизни шахтеров.
- В 2018 году члены НКО "Пенсионеры "Eesti Põlevkivi" приехали на экскурсию в новый Эстонский национальный музей. Они посмотрели нашу выставку, где были представлены вещи и витрина одного из их земляков - Евгения Смирнова, и сказали, что тоже хотят попасть в музейную экспозицию, - вспомнила Терье Анепайо начало длившегося несколько лет сотрудничества. - Мы были очень рады, что идавирусцы хотят рассказать свои истории, и подумали, что сразу воспользуемся этим.
На следующий год Терье Анепайо вместе с руководителем музейного видеоархива и оператором Майдо Сельгмяги выехали на место и начали записывать воспоминания связанных с шахтами людей, рассказывавших о своей жизни.
- Мы хотели, чтобы люди рассказывали перед камерой для нашего архива о том, как они приехали в Эстонию, как жили и работали здесь. Мы снимали их мероприятия, например, празднование Дня шахтера, новогодний праздник, праздник в честь Женского дня, дни рождения, поездки по Ида-Вирумаа.
В результате собралось материала примерно на пятьдесят часов. Кроме того, в Эстонском национальном музее с 2010 года находится архив киностудии "Eesti Põlevkivi".
- Мы задумались, как бы составить выставку из огромного количества материала. На помощь пришла режиссер Алена Суржикова, составившая десять историй с послевоенного времени до сегодняшнего дня, в которых обычные люди рассказывают о приезде в Эстонию, адаптации здесь, о работе и многом другом.
По оценке куратора выставки, Алене Суржиковой удалось смонтировать искренние и важные истории. "Герои нашей выставки - настоящие идавирусцы в том смысле, что они долго прожили в Ида-Вирумаа и искренне вносили свой вклад всеми своими умениями и способностями: кто-то в качестве шахтера, кто-то - инженера шахты. Одной из идей выставки является сблизить эстоноязычную и русскоязычную общины".
Из снимавшегося в течение несколько лет материала на выставку попала только маленькая часть, но она, по словам Терье Анепайо, важна для музейного архива и может стать толчком для новых проектов.
- Мы поедем 31 января в Ийдла в гости к пенсионерам-шахтерам, чтобы показать им чуть более объемный материал. Хотелось бы также на основании имеющегося материала сделать часовой фильм об их совместных мероприятиях, который можно было бы показывать и в День шахтера, чтобы рассказать, как сейчас живет одна из русскоязычных общин. Пенсионеры шахт - хорошие певцы и чтецы стихов, а также очень классные танцоры - все это тоже отражено в нашем архиве.
Руководивший когда-то профсоюзом "Эстосланца" Эндель Паап подтвердил, что речь идет о любителях песни и танца.
- Лично я когда-то пел в Йыхвиском ансамбле пенсионеров и десять лет играл в оркестре "Omad poisid" на аккордеоне. А вообще играл на тринадцати музыкальных инструментах. Мы играли и пели, у нас было хорошее настроение, когда люди танцевали и пели вместе с нами. Мы не только шахтеры, но и интересные люди.
Эндель Паап рассказал, что пришел на работу в шахту в 1960 году.
- Сам я из южной Эстонии и по профессии был ветеринаром, но зарплата ветеринаров в то время была 410 рублей, на эти деньги семью не прокормишь. Друзья сказали, мол, поедем на шахту, там можно заработать до трех тысяч рублей в месяц. И я поехал. Когда моя бригада поднялась в "Эстонсланце" на первое место, то начали приходить награды. Ордена-медали получали все члены бригады. Я - последний Герой соцтруда среди шахтеров, другие уже упокоились.
Эндель Паап высоко ценит руководимое Алексеем Киселевым объединение пенсионеров, где можно собраться вместе со своими бывшими коллегами и вспомнить о былых временах. "Я рад находиться среди таких друзей, которые отдали свою жизнь шахте".
НКО "Пенсионеры "Eesti Põlevkivi" объединяет более ста бывших работников шахтных предприятий, старейшему из которых исполнилось 93 года. Собираются они по пятницам, и маленькое представительство участвовало в открытии выставки в музее-шахте.
- О таком мероприятии мечтали несколько шахтерских поколений. Во-первых, мы находимся в музее-шахте, который очень важен для будущих поколений, если учесть, что в ближайшем будущем планируется прекратить добычу сланца. Во-вторых, теперь на экране можно увидеть воспоминания о людях, которые десятки лет отработали на шахте, - сказал Алексей Киселев, поделившийся историей своей жизни для книги "Дом, в котором я живу".
Кровным делом для пенсионеров является также увековечение истории сланцедобычи.
- На прошлом Дне шахтера мы предложили руководству добывающего предприятия, что после закрытия шахты "Estonia" там мог бы появиться культурно-спортивно-туристический центр вместе со спа-отелем. Там можно было бы установить макет сланцевого месторождения, на котором были бы указаны все города, шахты и разрезы. Надеюсь, что успею увидеть это, - сказал Алексей Киселев.