Cообщи

Как в Нарве 9 мая оскорбили полицейского. И что было дальше

Пропагандистский концерт: 9 мая прошлого года многие нарвитяне собрались у пограничной реки, чтобы посмотреть российский пропагандистский концерт.
Пропагандистский концерт: 9 мая прошлого года многие нарвитяне собрались у пограничной реки, чтобы посмотреть российский пропагандистский концерт. Фото: Ilja Smirnov / Põhjarannik

В прошлом году 9 мая на променаде в Нарве произошел привлекший большое внимание СМИ инцидент, когда пьяный мужчина, по его словам, поправил очки, но в итоге оказался в кутузке.

9 мая прошлого года в Нарве было очень шумно и оживленно. В то время как на Ратушной площади патриоты Эстонии и Европы наслаждались концертом, посвященным Дню Европы, на нарвском речном променаде народ собрался, чтобы посмотреть пропагандистский концерт, организованный Россией в честь празднования Дня Победы. Воздух в приграничном городе искрил от напряжения, и полиция, которая в тот день вышла на улицы усиленными нарядами, тоже это знала. В тот день на променаде и произошел инцидент, когда на мужчину, который сделал оскорбительный жест в адрес полицейского, надели наручники. Позже суд подробно разобрал этот случай.

Оскорбление или просто поправил очки?

Роман (43) оспорил в суде свое задержание полицией и штраф в размере 200 евро, поскольку, несмотря на то, что в качестве проступка ему вменялось оскорбление полицейского при исполнении служебных обязанностей, мужчина, по собственной версии событий, ничем не провинился.

Он заявил, что находился на променаде во время концерта 9 мая и был слегка пьян. На променаде он заметил сотрудников в полицейской форме и в «нестандартной» форме. По словам мужчины, он отходил от моста в такт музыке, и в этот момент ему понадобилось поправить очки. По привычке он поправил очки средним пальцем левой руки, и именно тогда к нему подошел полицейский. Поскольку он не расслышал, что сказал полицейский, он сделал шаг к нему навстречу, после чего напарник полицейского толкнул его в колено, затем ему надели наручники на руки за спиной и отвезли в участок.

Однако версия полиции была иной: Роман проходил мимо патруля и в этот момент в такт музыке показал полицейскому средний палец. Сотрудник полиции расценил это как оскорбление, после чего патруль задержал Романа.

Полиция не смогла представить в качестве доказательства, к примеру, видеозапись с нагрудной камеры, а другие сотрудники полиции не видели момента, когда Роман якобы сделал оскорбительный жест в сторону сотрудника полиции. Более того, Роману удалось привести в суд свидетеля, который якобы видел, что мужчина на самом деле не делал оскорбительного жеста в адрес полицейского, а лишь поправил свои очки средним пальцем.

Слово против слова

На этом этапе суду пришлось признать, что это была ситуация слово против слова и никаких других объективных доказательств собрано не было. В то же время Вируский уездный суд признал, что, согласно судебной практике, не исключено, что лицо может быть признано виновным на основании только одного доказательства, к которому могут относиться, в том числе, и показания свидетеля. «Однако обоснование судом установления фактических обстоятельств правонарушения на основе такого единственного доказательства должно быть таким, чтобы формирование внутреннего убеждения суда было абсолютно понятно лицу, читающему приговор».

Ход мыслей суда был следующим: по мнению суда, нет оснований сомневаться в заявлении сотрудника полиции о том, что 9 мая 2024 года, проходя мимо полицейских, Роман показал средний палец, в чем признается и сам Роман. «Спор заключается в том, был ли это сознательный оскорбительный жест в адрес сотрудников правоохранительных органов или это была подсознательная поправка очков, как объясняет Роман».

Суд установил, что нет никаких указаний на то, что у сотрудника полиции был мотив давать показания, которые могли бы безосновательно обвинить участвующее в делопроизводстве лицо. К тому же, сотрудник полиции сразу после инцидента рассказал об оскорблении другим охранникам правопорядка. «В ситуации, когда человек во время разговора все еще находится под неосознанным влиянием, вероятность искажения истины, как правило, очень мала», - констатировал суд.

Более того, доверие к рассказу Романа снизил тот факт, что в момент инцидента он находился под воздействием алкоголя, что, по мнению суда, также могло спровоцировать вызывающее поведение. На то, что Роман мог быть настроен определенным образом по отношению к эстонским правоохранительным органам и что такой настрой у него было и тогда, когда он отправился на это мероприятие, неоспоримо указывает, по мнению суда, изъятая у него при аресте георгиевская лента, которая широко известна в Эстонии как символ российской военной пропаганды.

«Таким образом, даже если лицо, в отношении которого возбуждено дело о проступке, 09.05.2024 на нарвском променаде при виде полицейского действительно поправило очки, оно сделало это оскорбительным жестом. Любой здравомыслящий объективный сторонний наблюдатель понимает, что демонстрация среднего пальца возмущает и оскорбляет других людей», - констатировал суд. 

Было ли оправдано задержание человека, оскорбившего полицейского?

Романа освободили из арестантской камеры только на следующее утро. Он также оспорил в суде законность своего задержания. Однако суд счел это оправданным. «Общеизвестно, что организуемый в Ивангороде 9 мая концерт является российской пропагандой. Целью правоохранительных органов в тот момент, очевидно, было пресечение возможных провокационных проявлений, поскольку любая мелкая провокация в такой ситуации и при таком скоплении людей могла бы вызвать крупный конфликт», - констатировал суд. Поэтому суд полагает вполне понятным, что лицо, не подчиняющееся требованиям полиции, к тому же находящееся в состоянии алкогольного опьянения, необходимо как можно быстрее удалить из толпы, чтобы не допустить эскалации конфликта.

Суд подловил мужчину

Хотя Роман на протяжении всего процесса утверждал, что у него есть привычка поправлять очки средним пальцем левой руки, судья Регина Лебедева оказалась наблюдательной: «Во время судебного заседания можно было заметить, что Роман поправлял очки только правой рукой и ни разу - средним пальцем». На такое замечание суда Роман ответил, что он знает, где находится, и боится, что его оштрафуют, если он будет поправлять очки средним пальцем левой руки.

Но судья Лебедева продолжила: «Однако всем, кто носит очки, хорошо известно, что поправка очков - это, как правило, подсознательное компульсивное поведение, которое человек обычно даже не замечает. Утверждение Романа о том, что он почувствовал необходимость поправить очки средним пальцем левой руки именно в тот момент [когда проходил мимо полицейского. - Э.К.], и его действия во время судебного заседания, позволяют сделать вывод, что поправка очков средним пальцем левой руки при прохождении мимо сотрудников полиции 09.05.2024 была его осознанным и контролируемым выбором, поскольку подсознательно он поправляет очки правой рукой».

Кроме того, это был не сиюминутный жест, а более продолжительная демонстрация жеста в такт музыке.

Суд также рассмотрел вопрос о том, можно ли считать этот жест оскорбительным. «Суд считает, что демонстрация верхней части поднятого среднего пальца, притом, что остальные пальцы сжаты в кулак, является унизительным жестом в западном мире. Это выражение презрения, оскорбления или даже агрессии по отношению к адресату. Суд считает, что демонстрация такого жеста декларативно символизирует унижение адресата. Цель демонстрации предосудительного жеста явно состоит в том, чтобы оскорбить адресата», - констатировал Вируский уездный суд.

Суд также счел, что штраф в размере 200 евро за подобное деяние является даже мягким наказанием, но не стал его ужесточать.

Комментарии
Наверх