С другой стороны, нельзя закрывать глаза на то, что чрезмерное время, проведенное за смартфонами и перед экранами в соцсетях, негативно сказывается на успеваемости, качестве сна, физической активности, зрении и поведении ребенка или подростка. Дети более уязвимы, чем взрослые, потому что механизмы контроля мозга у них еще не сформировались. Некоторые исследователи даже сравнивают смарт-устройства с новым наркотиком.
В то время как, например, в Швеции и Нидерландах использование смарт-устройств в школах регулируется государством, а в Финляндии и Латвии готовятся соответствующие законопроекты, у нас все еще ведутся робкие дискуссии о том, должно ли государство вообще что-либо здесь делать. Или же пытаются отрубить хвост собаке по частям? Например, партия EKRE внесла в Рийгикогу представленный Варро Вооглайдом законопроект, который предлагает ограничить контент, разрешенный для просмотра молодыми людьми в социальных сетях.
Центристская партия в свою очередь хотела обязать правительство провести анализ влияния использования социальных сетей на молодежь. Однако такие исследования уже проводились и у нас, и в других странах. Богатые западные страны создали отдельные исследовательские центры, которые занимаются регулированием цифровых технологий в школах, продвижением цифровых прав детей, а также изучением возможностей и угроз умного мира. В Эстонии последствия использования социальных сетей были рассмотрены, например, в отчете о развитии человеческого потенциала в Эстонии за 2023 год. В отчете ОЭСР за 2024 год подчеркивается, что чрезмерное использование смарт-устройств влияет на концентрацию внимания, успеваемость, а также физическое и психическое здоровье молодых людей.