"Со времен пандемии мы вынесли любовь чиновников регулировать и ограничивать абсолютно все с помощью приказов и запретов".
Анвар Самост, журналист
В конце концов несколько недель назад, в феврале Департамент полиции сдался и вернул копию монумента владельцу. Заодно полиция признала, что какого-то нарушения порядка в случае этого памятника совершено не было. Полиция пообещала также, что не станет препятствовать публичной демонстрации памятника.
Расширенное толкование Закона о защите правопорядка мы наблюдали в последние годы еще в нескольких случаях. К сожалению, не все эти случаи были оспорены в суде.
Не кажется больше невозможным и такой сценарий, что если враждебная речь станет теперь наказуемой, то - цитируя адвоката Карри Гинтера, - "если кто-то подумает, что вдруг ты захочешь написать на своей пишущей машинке что-то соответствующее по содержанию враждебной речи, то мы заблаговременно заберем у тебя пишущую машинку".
Как Эстония дошла до такой точки, когда свобода слова и свобода выражения могут оказаться под ударом по воле какого-нибудь полицейского чиновника?
Одним из объяснений наверняка является пандемия, погрузившая в 2020-2022 годах все эстонское общество в состояние кризиса.
"Eesti Ekspress" на прошлой неделе вспоминал о бесцельных и панических действиях правительства и ведомств пять лет тому назад.
Некоторые примеры. Газета описывает, как после введения чрезвычайного положения среди политиков и чиновников начала распространяться идея запереть на замок целое государство, посадить всех людей по домам. Но как проверить, что люди, несмотря на запреты, не общаются между собой? Высокопоставленный чиновник Министерства внутренних дел решил, что по выпискам с банковских счетов можно проверить, где человек тратил деньги, - и принцип приватности банковских данных ему не мешал. Правительство обсуждало идею посадить под замок всех, кто старше 65 лет.