По уголовному делу, связанному с подозрениями в коррупции, предъявленными прошлой осенью ряду кохтла-ярвеских политиков и чиновников, ведется следствие, однако с тех пор подозреваемые не получали какой-либо новой информации на этот счет.
Относительно вспыхнувшего полгода назад коррупционного скандала до сих пор хранится молчание
- С октября меня больше ни разу никуда не вызывали и я ничего об этом не знаю, - сказал один из получивших подозрение, член Кохтла-Ярвеского горсобрания Янек Пахка.
Подозреваемые все те же
Прокуратура тоже немногословна, когда речь заходит о продвижении расследования. "Следствие еще не закончено, но число подозреваемых такое же, а под стражей находится только один из них", - сказала пресс-советник Вируской окружной прокуратуры Кристийна Кивари.
По ее словам, ни одному из подозреваемых пока не предъявлено обвинение. "Обвинение будет готово, когда производство дойдет до суда".
4 октября прошлого года Центральная криминальная полиция задержала 11 человек, большинство из которых связаны с властями Кохтла-Ярве. Одним из главных подозреваемых является предприниматель и политик Николай Осипенко. Подозрение получили также тогдашний председатель Кохтла-Ярвеского горсобрания Тийт Лиллеметс, который является пасынком Осипенко, и заместитель председателя Кохтла-Ярвеского горсобрания Мария Меркулова, входящая в правление фирмы Осипенко "N&V". Под подозрением оказался также бывший председатель хозяйственной комиссии горсобрания Денис Вершинин, который был связан с предприятиями Осипенко.
Подозрение было предъявлено также вице-мэру по хозяйственным вопросам Виталию Бородину, вице-мэру по социальным вопросам Эвелин Данилов, помощнику мэра по Ахтмеской и Оруской городским частям Алене Казаковой и чиновнику правопорядка Тимофею Корепову. На сегодня из этой четверки в своей должности остается только Корепов.
Еще двумя задержанными были работники фирм Осипенко Кирилл Кыпп и Евгений Макаров.
Позднее полиция предъявила обвинение членам горсобрания Янеку Пахка, Анне Рентик, Владимиру Эвве, а также Светлане Колло и Зауру Абасову. Подозрение получили также Юлле Лепассаар, являющаяся вице-мэром по городским частям Кохтла-Ярве, и тогдашний исполнительный руководитель принадлежащей семье Осипенко мусорной фирмы "Ekovir" Игорь Сафаев.
Подозреваемые связаны с дачей и получением взятки, а также с торговлей влиянием.
Пахка адвоката не нанимал
Янек Пахка, ранее говоривший, что никакой вины за собой не чувствует, сказал, что до сих пор даже не брал себе защитника. "Пусть сначала предъявят обвинение. Не знаю, потребуется ли мне адвокат и в случае предъявления обвинения. На основании того, что там (в подозрении) написано, я никакого адвоката нанимать себе не буду и справлюсь сам", - отметил он.
Из 18 подозреваемых под стражей сейчас находится только Николай Осипенко, по всем предпосылкам являющийся центральной фигурой этого уголовного дела. В октябре прошлого года Вируский уездный суд не удовлетворил ходатайство прокуратуры о взятии Осипенко под стражу, сославшись на плохое состояние его здоровья, однако Тартуский окружной суд отменил постановление уездного суда, посчитав, что бизнесмена нельзя оставлять на свободе. По мнению окружного суда, в тюрьме для Осипенко все необходимые медицинские услуги обеспечены.
По оценке окружного суда, исходящая от Осипенко угроза преступлений велика, и в данном случае нет уверенности, что, оставаясь на свободе, он смог бы воздержаться от совершения таких преступлений, в которых его подозревают. Тем более что для этого ему даже не надо выходить из дома, так как и до этого он все делал в домашних условиях, по телефону и на встречах, происходивших у него дома, и т.д.
Окружной суд установил также, что в случае Осипенко основанием для задержания является также угроза уклонения от уголовного производства.
Суд уже два раза удовлетворял ходатайство о продлении срока содержания Осипенко под стражей; в последний раз - 2 марта, когда срок содержания предпринимателя под стражей продлили до 3 мая.
Осипенко недавно приостановил также свое членство в Йыхвиском волостном собрании, однако это он делал в последние годы регулярно и сам не участвовал в работе волостного собрания уже около десяти лет.
В еженедельнике Осипенко были запрещенные пожертвования
Комиссия по надзору за финансированием партий (ERJK) установила, что кохтла-ярвеский избирательный союз "Progress" и йыхвиский избирательный союз "Jõhvikad", а также Виталий Бородин и Светлана Владимирова, баллотировавшиеся в горсобрание Кохтла-Ярве по списку Партии реформ, получили запрещенное пожертвование, поскольку их предвыборная реклама была опубликована в еженедельном издании "Панорама", принадлежащем Николаю Осипенко, по гораздо более низкой цене, чем предусмотрено прейскурантом. Производство в отношении избирательного союза "Restart Kohtla-Järve" и члена горсобрания Антона Диева было прекращено.
По оценке ERJK, полученная скидка должна рассматриваться как пожертвование от юридического лица, что запрещено.
Комиссия сделала предписания избирательным союзам "Jõhvikad" и "Progress", а также Виталию Бородину и Светлане Владимировой о необходимости вернуть запрещенное пожертвование и назначила денежное взыскание в размере 500 евро в обеспечение выполнения предписания.