Пюссиская запруда теперь не мешает движению рыбы по реке Пуртсе

Через год берега возле порожистого рыбопровода зазеленеют и тут будет очень живописное место. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik
Copy

Построенный на месте запруды рыбопровод открыл для мигрирующей из моря в реку рыбы доступ в среднее и верхнее течение реки Пуртсе.

- В школе на уроках природоведения нам рассказывали о вещах, которые на протяжении нашей жизни наверняка не случатся. Одной из них была расчистка реки Пуртсе, - заметил директор Агентства окружающей среды уроженец Ляэне-Вирумаа Таймар Ала.

Развитие и желание оказались сильнее тогдашних знаний, признался он в понедельник, стоя на берегу новоиспеченного рыбопровода на реке Пюсси.

Рыбопровод является своего рода точкой в длившейся девять лет очистке реки Пуртсе. Правда, только с точки зрения возвращения рыбы в реку, так как несколько загрязненных мест еще ждут, когда руки дойдут до них.

Жизнь потихоньку возвращается

Когда-то Пуртсе считалась в Эстонии второй по богатству рыбных запасов лососевой рекой.

- Река протяженностью чуть более 50 километров не особо большая, однако из-за подходящей температуры воды и хорошего уклона она может подавать в море такое количество рыбы, которое большинству других рек и "не снилось", - назвал главный специалист Агентства окружающей среды по мониторингу фауны рыб Эйнар Кяргенберг реку Пуртсе драгоценным камнем в контексте Эстонии.

Полвека тому назад от этого драгоценного камня оставались лишь обломки: в обзоре рек за 1977 год о Пуртсе писали, что из-за масляного загрязнения фауны в ней почти что нет.

В результате выполненных в последние годы во благо реки работ рыба в нее вернулась: лосось, форель, а также очень капризные к условиям обитания мальки речной миноги.

Пюссиская запруда была последним препятствием, не пропускавшим рыбу вверх по течению в места нереста.

Вода свободно пройдет и в период половодья

Создания вместо запруды простого рыбопрохода в этом месте было бы недостаточно, отметил Кяргенберг. Необходим был такой, по которому свободно проходил бы весь поток речной воды и даже самые взыскательные виды рыбы заходили сюда.

- Средняя глубокая часть представляет собой малопроточное русло. При такой погоде, как сейчас, когда дождей было мало и воды тоже мало, рыба может подниматься вверх по течению по одному узкому руслу. Если воды будет больше, то она вся должна свободно стекать с широкой запруды, - объяснил проектный руководитель строительства рыбопровода Тарво Клаасимяэ, почему русло реки в этом месте сделали таким широким.

По его словам, работа у строителей была сравнительно простой: убрать щиты старой запруды и построить взамен пороги. Известняковое дно имелось и природные условия были хорошие.

Строительство берегоукрепления продолжится еще пару недель. 

В понедельник строительство берегоукрепления еще не было завершено.
В понедельник строительство берегоукрепления еще не было завершено. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Обещанные Люганузеской волости и местным жителям новый мост и велодороги построят в будущем году.

Природное восстановление потребует времени

- Пять лет назад на мероприятии по случаю начала этого проекта мы видели здесь под запрудой лосося, ждущего, когда уберут это препятствие, - помнится эксперту Агентства окружающей среды по фауне рыб Марту Талфельдту.

Жизнь потихоньку возвращается в реку, но выше по течению от плотины она была немного беднее по численности видов - не хватало заходящей из моря рыбы.

- Природное восстановление любого погибшего ценоза требует много времени, и иногда разумно поддержать естественное размножение, - Талфельдт подразумевает проводимый уже несколько лет запуск мальков лосося в реку Пуртсе. 

Морская форель из реки Пуртсе.
Морская форель из реки Пуртсе. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Кроме лосося, морской форели и речной миноги в реке обитают окунь, плотва и находящийся под охраной подкаменщик, из моря сюда мог бы заходить также сиг.

Об увеличении речного жизненного богатства свидетельствовали представители разных видов рыб, выловленные здесь же на порогах и представленные на обозрение интересующимся.
Об увеличении речного жизненного богатства свидетельствовали представители разных видов рыб, выловленные здесь же на порогах и представленные на обозрение интересующимся. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Потенциально Пуртсе могла бы стать также рекой хариусов, однако этому виду надо немного помочь, отметил Талфельдт.

Может быть, сюда вернется когда-нибудь и карась, которого в свое время изображали на гербе рода Майделей, а потом на гербе Майдлаской волости. 

Рыбы недолго находились в заточении - вскоре Эйнар Кяргенберг выпустил их обратно в реку.
Рыбы недолго находились в заточении - вскоре Эйнар Кяргенберг выпустил их обратно в реку. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Давление со стороны общины должно продолжаться

Река Пуртсе очень важна не только для рыб, но и для местных людей.

Расчистку реки Пуртсе и инициировали, по сути, активные члены местной общины, напомнил люганузеский волостной старейшина Дмитрий Дмитриев участникам инфодня о деятельности НКО "Purtse Jõe Arenduskeskus" и прежде всего о "Purfest", помогавшем привлечь более широкое внимание к проблемам реки.

- Сегодня завершается один промежуточный этап, но мы не хотим останавливаться на этом, - подчеркнул волостной старейшина, что расчистка реки должна продолжиться в любом случае и для этого необходима также поддержка государства.

Активность местной общины в преддверии и во время всей деятельности отметили также руководители проекта "LIFE IP CleanEST" и представители Агентства окружающей среды.

- На сегодня очень много сделано, но очень много еще и предстоит сделать, - сказала одна из учредителей "Purtse Jõe Arenduskeskus" Лайла Мейстер, которая у своего дома тоже по-прежнему не может войти в реку, так как берега и дно ее полны загрязнения.

Об этом нужно постоянно напоминать принимающим решения о дальнейшем финансировании.

Наверх