Молодой хуторянин года Теэле Эскор делит себя между университетом и родным хутором

Этим летом у Теэле Эскор был повод для гордости и радости: на хуторе Паэвялья открыли новый роботизированный хлев. Фото: Eesti Talupidajate Keskliit
Copy

Центральный союз хуторян Эстонии 22 октября объявил лучшие хутора 2024 года. Молодым хуторянином года оценочная комиссия признала 21-летнюю Теэле Эскор, дочь хозяев хутора Паэвялья волости Виру-Нигула, которая на четвертом курсе Университета естественных наук изучает ветеринарную медицину.

Почему вы выбрали Теэле Эскор лучшим молодым хуторянином?

Kerli Ats.
Kerli Ats. Фото: Eesti Talupidajate Keskliit

Входившая в оценочную комиссию член правления Центрального союза хуторян Эстонии Керли АТС:

- В пользу Теэле говорил тот факт, что она, будучи очень молодой, решила связать себя с сельским хозяйством: она взяла на себя управление хутором своего отца и построила новый роботизированный хлев, учится на ветеринара, а также принимает активное участие в сельскохозяйственной деятельности, являясь активным членом правления молодых хуторян.

Поскольку в сельском хозяйстве Эстонии сейчас происходит серьезная смена поколений и молодые хуторяне очень востребованы, выдающейся можно считать также деятельность Теэле как заступника этого сектора, ведь она мотивирует молодых людей приобщаться к сельскому хозяйству.

На конкурс молодых хуторян было представлено четыре кандидата, из них путем предварительного оценивания мы отобрали для финального тура двоих и посетили их.

Конкурировавший с Теэле Андри Рего с хутора Патмари в Ида-Вирумаа также был очень сильным кандидатом. Он полностью посвятил себя сельскому хозяйству, видит в нем перспективу. Точно так же он взял на себя очень четкую роль на семейной хуторе, и бизнес, которым он управляет вместе с семьей, очень успешен.

В контексте Европейского союза молодые хуторяне Эстонии весьма заметные и успешные. У нас больше молодых руководителей, чем в любой другой стране, и они своим примером вдохновляют других на работу в этой сфере. И молодых людей становится все больше, будь то семейные хутора или начинающие с нуля. В молочном животноводстве, зерноводстве, картофелеводстве и овощеводстве последних, правда, меньше, поскольку эти сферы требуют больших первоначальных вложений, а также доступа к большему количеству земли, а вот в садоводстве начинать проще - уже потому, что земли нужно меньше.

О хуторе Паэвялья, который до административной реформы находился в Ида-Вирумаа, за последние годы в "Северном побережье" рассказывали дважды: в мае 2022 года, когда семья Эскор потеряла хлев и около 30 животных в результате пожара, и в августе этого года, когда семья открыла новый роботизированный хлев.

Между этими двумя историями хозяйская дочь Теэле Эскор, которой на тот момент было всего 19 лет, решила перенять хутор у своего деда, поскольку, по ее словам, об отказе от животноводства вообще не могло быть и речи.

В ветеринарии встретились сердце и мозг

Как водится на семейном хуторе, дети привлекаются к работам с самого раннего возраста. Конечно, не у всех возникает интерес к тому, чтобы по-настоящему заниматься сельским хозяйством. У Теэле интерес возник, она выбрала ветеринарию.

Не потому ли, что на хуторе приходилось сталкиваться с хорошими или, напротив, плохими ветеринарами?

- Сталкивалась и с одними, и с другими. Но эта специальность - то место, где встретились мое сердце и мозг, - говорит она. - Чаще всего люди, которые учатся на ветеринаров, говорят, что хотят спасать животных. Конечно, и это тоже, но для меня ветеринарная медицина более широкое понятие, дающее множество возможностей для дальнейшей деятельности. Это очень вдохновляет.

Сейчас Теэле подошла к середине обучения и признается, что в этом году наконец-то стало интересно: первые три года ушли на подготовку, теперь же ты заводишь связи, здесь гораздо больше практической стороны и действий. Большая часть практики проходит в университетской клинике и на экспериментальной ферме, а также на других фермах. Работа в домашнем хлеву не учитывается. 

"Коровы - это не просто полный хлев животных, для нас они домашние животные, которые также приносят еду на стол", - Теэле Эскор называет это партнерством.
"Коровы - это не просто полный хлев животных, для нас они домашние животные, которые также приносят еду на стол", - Теэле Эскор называет это партнерством. Фото: Ain Liiva

Но для себя можно учиться и дома, рассказывает она о местном ветеринаре, который иногда приглашает ее с собой на более интересные случаи.

- Таким образом я получаю практический опыт, это очень круто. А когда мне самой на ферме требуется ветеринар, я, находясь рядом, опять же приобретаю опыт. 

Единственный хуторянин на своем курсе

Ветеринария - сложная и ответственная область, которую в Эстонии преподают только в Университете естественных наук, где количество мест ограничено.

- Уже поступление было головной болью, страхом и тревогой, на одно учебное место претендовало десять человек, - вспоминает Теэле.

Конечно, несколько человек отсеялись в начале обучения, но все тридцать студентов, которые сейчас учатся на курсе, намерены дойти до конца.

- У меня самой тоже бывают моменты, когда я сомневаюсь, хватит ли у меня духу. Эта учеба временами была довольно напряженной. Трудно было освоиться, особенно на первом курсе, но в одном семестре - это было время, когда писался проект для нового хлева, - мне даже удалось учиться на стипендию. Думаю, тогда я смогла лучше распределять свое время. 

Лучше всего Теэле Эскор чувствует себя на домашнем хуторе в Паэвялья, по которому в учебные дни очень скучает.
Лучше всего Теэле Эскор чувствует себя на домашнем хуторе в Паэвялья, по которому в учебные дни очень скучает. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Насколько Теэле известно, она единственный хуторянин на своем курсе. У большинства есть, правда, животные дома, многие уже работают в ветклиниках и на фермах, но хуторян больше нет.

- У меня с самого рождения есть опыт работы на ферме, но он другой, не профессиональный. Иногда я беспокоюсь, что мой профессиональный опыт немного сдерживается из-за хутора, но в то же время у меня есть и другой опыт: я могу смотреть на вещи и как животновод, я не ограничиваюсь только точкой зрения ветеринара.

Человек строит планы, а Бог смеется

Когда Теэле поступила в университет, она не планировала возвращаться на родной хутор сразу после окончания учебы. Она думала, что закончит обучение, затем наберется опыта в другом месте и только потом, возможно, вернется домой.

Но вышло так, что начать работать на хуторе ей пришлось еще во время университета, прямо с самого начала учебы.

Это было почти так же, как и с новым хлевом: раньше были только разговоры, а потом, в силу обстоятельств просто пришлось взяться за строительство.

Строительство нового хлева и передача хутора Теэле также связаны между собой.

В учебное время хутором управляют отец Прийт, которого дочь называет своим деловым партнером, и мать Катре, а сама Теэле всегда приезжает на хутор по выходным.

- Мы с отцом постоянно общаемся. При необходимости я могу зайти в компьютер фермы через свой компьютер. Но недели все равно тянутся, душа тоскует по деревне.

Для студенческой жизни тоже остается место, уверяет Теэле, что все же найдется время, если все распланировать, но особо она по ней не скучает, потому что дел много и душа полна.

- Студенческая жизнь, связанная с моей профессией, возможно, немного другая, например, во вторник я помогала в клинике с четырех часов до полуночи, - смеется она.

В объединении молодых хуторян нет возрастных ограничений

Уделяется время и деятельности, связанной с объединением молодых хуторян: этой весной Теэле во второй раз была избрана в правление НКО "Молодые хуторяне Эстонии".

- Это было время коронапандемии, когда все сидели по домам, а информационные дни и конференции начинали проводить онлайн, - вспоминает она. - Я тогда училась в выпускном классе гимназии и уже немного интересовалась сельским хозяйством. Как-то в интернете я наткнулась на информацию о молодых хуторянах, подумала, что при поступлении в университет было бы хорошо добавить ее в свое мотивационное письмо, и отправила заявление. Через них я поступила в школу лидеров, которая мне очень понравилась, потом пошла на общее собрание - и попала в правление.

В объединении сейчас около 130 членов, и, по словам Теэле, это полезная сеть, из которой можно получить множество контактов и информации.

- В правлении я больше занимаюсь координацией, это не отнимает много моего времени, но это хорошее разнообразие и скорее хобби. На некоторых лекциях я иногда слушаю одним ухом и одновременно занимаюсь другими делами. Когда я дома в Паэвялья мне не очень хочется заниматься учебой, работа в хлеву гораздо интереснее.

Для молодых хуторян нет верхнего возрастного порога, в объединении приветствуются все, кто поддерживает молодежь в сельском хозяйстве и кто молод душой.

- Все действительно относительно: молод ли хуторянин по паспорту или молодо его предприятие. У нас очень пестрая компания, очень разные по размеру хозяйства и различные направления производства.

Роль объединения - представлять интересы молодых хуторян, а также важны совместная деятельность - от общих собраний до семинаров и тренингов - и посещение хуторов друг друга.

Всегда приятно, когда тебя замечают

- Признание, мотивация, осознание того, что ты занимаешься нужным делом... - Теэле Эскор не может выразить словами, что значит для нее звание лучшего молодого хуторянина. - Всегда приятно, когда тебя замечают и ценят, и ты понимаешь, что твоя деятельность находит отклик у более широкого круга людей.

Звание не налагает на нее никаких обязательств, но она сама чувствует, что должна использовать эту возможность, чтобы повысить осведомленность о важности сельского хозяйства, рассказывать о том, что сельское хозяйство - это здорово и у него есть будущее.

- Я не ожидала, что это признание будет сопровождаться таким большим вниманием СМИ и всем прочим. Например, мне позвонили из одной школы и попросили посредством интернета рассказать ученикам основной школы о предпринимательстве. Я считаю, что это очень нужно, и я обязательно это сделаю.

Андри Рего, занявший второе место в конкурсе "Лучший молодой хуторянин", является равноправным партнером своего отца

Andri Rego.
Andri Rego. Фото: Peeter Lilleväli / Põhjarannik

Делами на хуторе Патмари заправляет вся семья: мать Ыйе Рего отвечает за бухгалтерский учет на четырех семейных предприятиях, отец Айн и сын Андри (на снимке) заботятся о полях и технике. Наиболее важные решения обсуждают втроем.

- Андри участвовал в хуторских работах с того момента, как начал доставать до педали МТЗ, - смеется Айн Рего. - Когда мы вернулись домой после выпускного акта в гимназии и я спросил, что он собирается делать дальше, он сказал, что хочет остаться на хуторе, и остался.

Отец и сын делят работу на хуторе в соответствии с тем, что нужно сделать в данный момент.

- Невозможно таким образом разделить конкретную работу, к тому же у нас ведь и работники есть. Но агрономия - это вотчина Андри, и опрыскивание - исключительно его работа, потому что опрыскиватели стали настолько сложными, что я даже не собираюсь заморачиваться.

Айн Рего говорит, конечно, что не придает особого значения всяким титулам и вниманию, но в его голосе слышится немного гордости за то, что его сына сочли достойным признания.

Наверх