Тенденция зеленого поворота влечет за собой открытие шахт нового времени

Веста Кальюсте
, докторант Института геологии Таллиннского технического университета
Copy
На шахте "Эстония" уже опробовали использование роботов.
На шахте "Эстония" уже опробовали использование роботов. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

Докторант Института геологии Таллиннского технического университета ВЕСТА КАЛЬЮСТЕ подтверждает, что растущая тенденция мирового спроса на энергию обуславливает резкий рост добычи металлов и минерального сырья. В то же время современная наука постоянно ищет новые и экологически безопасные прикладные технологии.

В геологических науках жизнь идет сейчас под знаком зеленого поворота, подтверждает Веста Кальюсте, проектный руководитель и докторант Института геологии Таллиннского технического университета. "Мы договорились сократить выбросы CO2 и освоить возобновляемые источники энергии, но все прогнозы показывают значительное увеличение спроса на энергию в течение следующих нескольких десятилетий. Для строительства парков солнечной и ветряной энергии необходимы разные металлы - как более распространенные, так и редкие. И тут мы подходим к земным недрам: актуальность и интенсивность добычи снова встает на повестку дня", - констатирует Кальюсте.

Она вспоминает, как в начале 2000-х в мире заговорили о закрытии угольных электростанций и прекращении добычи угля. "На сегодня это в Европе в основном сделано и уже в прошлом. Теперь мы находимся в ситуации, когда общий рост спроса на энергию и металлы предопределяет открытие шахт нового времени".

По словам Кальюсте, существующих открытых добываемых запасов было бы недостаточно, даже если бы циркулярная экономика работала на 100% и все металлы, какие только возможно, снова перерабатывались и направлялись в использование. "Предложение все равно отставало бы от спроса".

Говорите с людьми!

Хотелось бы ведь верить, что на сегодня уже давно используются новые технологии, которые позволяют лучше исследовать и добывать полезные ископаемые. Кальюсте соглашается, что развитие идет, но в случае новых шахт проблема уже не в технике, а в местном жителе, который опасается за экологию родного края. По словам Весты Кальюсте, у Эстонии много возможностей для развития. "Недавно я участвовала посредством веба в нескольких европейских семинарах и конференциях. За пределами Эстонии наблюдается следующая тенденция: при разведке полезных ископаемых необходимо находить инновационные решения, развиваться и, что самое важное, разговаривать с местными жителями, чтобы получить, так сказать, социальную лицензию на добычу, - говорит Кальюсте. - Для нас пока непривычно делать больше, чем требует параграф, но об этом определенно стоит подумать. Опасения людей развеять будет проще, если быть открытыми, говорить о планах и открыто демонстрировать свою экономическую деятельность".

Шахтер в белой сорочке

Говоря о будущем, Веста Кальюсте отмечает растущую автоматизацию. "Автоматика сама по себе не является очень новым подходом в добыче, но техника становится все лучше. По сравнению с давними временами, на шахте уже больше не нужно много людей на месте. Шахтер больше не ходит с черным лицом и в грязной одежде, он может сидеть в глаженой сорочке в светлом офисе с чистым воздухом и следить по камерам за работой техники над землей или под землей".

По словам Кальюсте, более новая технология означает для студентов иные знания, чем полученные когда-то ею самой во время учебы в Таллиннском техническом университете. "Студенты могут практиковаться на симуляторах в управлении устройствами, работающими с использованием искусственного интеллекта. Сегодня горное дело все больше наряду с физическим трудом означает скорее компьютерную работу".

Изменились и принципы отношения к полезным ископаемым. "В школе нам говорили, что потери при добыче горючего сланца составляют 25-30%. Это был факт, с которым приходилось мириться, технологически и для окружающей среды - самый рачительный способ. Однако сегодня такое отношение не работает. Ищут способы использовать максимально много, в том числе остатки добычи. Именно с целью свести потери полезного ископаемого к нулю. Хорошим примером является Эстония, где интересующихся нашими ида-вирускими терриконами больше, чем материала в них. Есть всевозможные идеи: построить там солнечную электростанцию, переработать пустую породу в щебень или использовать в качестве одного из замещающих компонентов в производстве пластмассы. Это все крайне интересные направления, которыми смогут заниматься будущие геологи и ученые-геологи".

Что принесет будущее?

Наряду с работой проектного руководителя Веста Кальюсте пишет докторскую диссертацию о возможной технологии добычи фосфоритов. Эту тему сопровождают длинные и мрачные тени советской эпохи. "Запасы фосфорита и возможности его добычи в Эстонии не изучались в течение десятилетий. Теперь имеем дело с важнейшим сырьем в Европе, и внимание ученых-геологов и инженеров-геологов возвращается к фосфориту", - утверждает докторант.

Она исследует, можно ли и какую современную технологию реально использовать при добыче фосфоритов в Эстонии так, чтобы воздействие на окружающую среду было как можно меньше, а получаемая выгода была максимальной. "Я очень взволнована, удастся ли найти подходящую технологию, и я, возможно, даже увижу ее применение", - размышляет Кальюсте, добавляя, что если когда-нибудь действительно дойдет до дела, то сотрудничество с местным населением будет архиважным.

Однако в Эстонии есть еще много чего исследовать и открывать. "Мы знаем, что под дерном на глубине есть известняк, песчаник, аргиллит, фосфорит, горючие сланцы и т.д. Но от того места, где начинается кристаллический фундамент, почти не проводилось никаких исследований. Раньше не было необходимой техники. В Эстонии очень мало буровых скважин глубиной более 300 метров. Есть на Хийумаа в Кярдла, где в центральной части метеоритного кратера пошли на глубину чуть более 800 метров, в Палдиски есть две скважины глубиной 750-920 метров, а на Йыхвиском месторождении есть 700-метровые скважины", - перечисляет горный инженер. Теперь, по ее словам, можно было бы пойти и глубже: техника имеется и нашлись бы партнеры-исследователи, но для этого необходимы также государственная заинтересованность и согласие местных жителей.

В любом случае Веста Кальюсте верит, что геологические науки - это область будущего с точки зрения как открытия полезных ископаемых, повышения их ценности, зеленого поворота, так и все более амбициозных строительных проектов, будь то "Rail Baltica" или подводный морской тоннель, которым также необходима оценка эксперта в области земных недр - горного инженера. 

Публикуется при поддержке

Фото: KIK
Комментарии
Copy
Наверх